Беседу с режиссером Борисом Александровичем Покровским ведет критик Валентина Федоровна Рыжова (ЦДА 20.1.84)

ПОКРОВСКИЙ БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ (II)
10 (23) января 1912, Москва — 5 июня 2009, Москва

Советский и российский театральный режиссёр, педагог.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955).
Народный артист РСФСР (1957).
Народный артист СССР (1961).

С 10 лет занимался музыкой у Е. Ф. Гнесиной. В 1929 году, после окончания школы, по призыву советского правительства осваивать рабочие специальности Покровский поступил в школу ФЗУ. В 1930—1933 годах работал аппаратчиком на химическом заводе имени Фрунзе. В 1933 году поступил на режиссёрский факультет Техникума театрального искусства. Учился вместе с Георгием Товстоноговым на курсе Юрия Завадского.

В 1937 году, после окончания института, был направлен в Горьковский государственного теат­ра оперы и балета имени А. С. Пушкина. Дипломный спектакль — опера «Кармен» — стал в том же году его режиссёрским дебютом. В 1938—1943 годах был режиссёром (с 1940 — главным режиссёром) театра. Поставил в Горьком 12 опер и оперетт.

В 1943 году перешёл в Большой театр. В 1952, 1955—1963 и 1970—1982 годах — главный ре­жиссёр Большого театра, где поставил 41 спектакль.

Всего поставил более 180 спектаклей. Евгений Светланов предлагал занести Покровского в Книгу рекордов Гиннесса — За безмерное трудолюбие, великий талант и верность искусству.

Осуществил первую постановку оперы «Война и мир» С. Прокофьева в Ленинграде (1946, Ленинградский академический Малый театр оперы и балета). По просьбе Покровского Сергей Прокофьев написал вальс Наташи Ростовой, ставший символом этой оперы.
В 1947 году постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) о формализме в музыке была осуждена поставленная им опера «Великая дружба», однако каких-либо мер по отношению к режиссёру не последовало.

С 1949 года преподает в ГИТИСе на кафедре музыкального театра. С 1954 года — профессор, с 1959 года — заведущий кафедрой и художественный руководитель курсов режиссеров музыкального театра и актеров музыкальной комедии.

В 1972 году основал московский Московский камерный музыкальный театр, получивший в 1997 году к 25-летию звание «Академического». Поставил здесь 75 произведений.

Много работал за рубежом. Он был первым постановщиком опер, получивших всеобщую известность, — «Война и мир» в Софийской народной опере (1957), «Огненный ангел» в Праге (1981).

Написал ряд книг: "Об оперной режиссуре" (1973), "Размышления об опере (1979), "Беседы об опере" (1981), "Ступени профессии" (1984), "Сотворение оперного спектакля" (1985), "Введение в оперную режиссуру" (1985), "Когда выгоняют из Большого театра" (1992), "Что, для чего и как?" (2003).