Юренева В.Л - Лопе де Вега - Овечий источник, мнолог Лауренсии (студия ВТО 23.10.54г)

Запись репетиционная, монолог прочитан дважды.

Юре́нева Ве́ра Леони́довна (10 (22) июня 1876, Москва — 19 января 1962, Москва) — русская драматическая актриса, артистка театра Соловцова в Киеве и МХАТа 2-го, Заслуженная артистка РСФСР (1935).

Биография

Родилась в Москве, дочь военного юриста Леонида Шадурского (ее старшая сестра Зоя Шадурская — участница революционного движения, близкая подруга Александры Коллонтай). С юных лет увлекалась театром, в 1902 году успешно окончила Петербургское театральное училище, была ученицей В. Н. Давыдова. В течение нескольких сезонов (1906—1919, с перерывами) — ведущая актриса театра «Соловцов» в Киеве (ныне Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки). Участвовала в кинопостановках. Выступала на сцене под фамилией первого мужа, дворянина Ивана Юренева. Вторым мужем артистки был поэт, переводчик и драматург А. С. Вознесенский (Бродский)[1].

В 1918 году, находясь в Киеве, Вера Леонидовна увлеклась молодым журналистом и сотрудником дипломатической миссии Советской России Михаилом Кольцовым. В том же году они поженились. На Первомай 1919-го В. Л. Юренева блеснула на сцене театра имени Ленина (бывшего «Соловцов») в революционной премьере — спектакле «Фуэнте Овехуна (Овечий источник)» по пьесе Лопе де Веги (постановка К. А. Марджанова), где сыграла главную роль Лауренсии. Вместе с Кольцовым Юренева уехала в Москву, но в 1922 году они расстались.

В 1919—1955 годах В. Л. Юренева служила в различных театрах Москвы и Ленинграда, в том числе — в театре Корша (1919—1920), МХАТе 2-м (1930—1936), Александринском театре (1922—1924 и 1936—1939), Литературно-драматическом театре ВТО (1947—1955). Заслуженная артистка РСФСР (1935).

В последние годы жизни, проживая в коммунальной квартире, общалась с Э. Радзинским, в то время студентом, который в своих произведениях приводит услышанные от нее истории.

Автор книги «Записки актрисы», Москва-Ленинград, 1946.

Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Личный архив хранится в РГАЛИ, фонд № 2371.
Творчество

Какую бы роль ни играла актриса, на сцене она всегда была Женщина с большой буквы и целостная личность, скрывающая в себе бездны страстей. По воспоминаниям самой Веры Леонидовны: «моей основной темой была тема любви»[2]. Эмоциональность и выразительная пластичность позволяла Вере Юреневой создавать запоминающиеся образы даже тогда, когда драматургический материал роли не был значителен.
Роли

Бронка (С. Пшибышевский, «Снег», 1904)
Регина (Г. Ибсен, «Привидения» , 1904)
Нора (Г. Ибсен, «Кукольный дом», 1909)
Виктория («История одной любви» по К. Гамсуну)
Виоланта (Д. Флетчер, «Испанский священник»)
Катерина (А. Островский, «Гроза»)
Лариса (А. Островский, «Бесприданница»)
Анна Каренина (по Л. Толстому)
Елена Николаевна (М. Арцыбашев, «Ревность», 1913)
Вера (фильм по роману И. А. Гончарова «Обрыв», постановка П. И. Чардынин, 1913)
Екатерина Ивановна (Л. Андреев, «Екатерина Ивановна»)
Лауренсия (Лопе де Вега, «Овечий источник» («Фуэнте овехуна»), 1919)
Клеопатра (У. Шекспир, «Антоний и Клеопатра»)

Примечания

↑ Кальницкий М. Забытая легенда // Киевские ведомости. 2007, 22 ноября
↑ Юренева В. Записки актрисы. Москва-Ленинград, 1946. — С.118.