Тиме Елизавета (Мастера Ленинградской сцены)

Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
Тиме Елизавета Ивановна
Родилась 24 августа (5 сентября) 1884 в Петербурге.

Окончила Высшие женские (Бестужевские) курсы (1904).
Учась на последнем курсе историко-филологического отделения, поступила в Петербургскую консерваторию по классу пения (1903–1906), а затем в Петербургское театральное училище (1905–1908).

В 1908 году была принята в Александринский театр.
За первые девять сезонов сыграла более 50 ролей, имея в сезоне от 7 до 11 новых ролей. Играла роли драматические, трагические, комедийные. Исполнение роли Ларисы в "Бесприданнице" Островского на гастролях в Москве в 1916 принесло Тиме громкую театральную славу и признание собратьев по искусству.

К.С. Станиславский и Вл.И. Немировича-Данченко приглашали актрису в МХТ, но она отказалась от предложения, полагая, что ее индивидуальность может быть поглощена строгими творческими принципами и дисциплиной Художественного театра.

Тиме участвовала в спектаклях Вс. Мейерхольда, которые он ставил в Александринском театре ("Дон-Жуан" Ж.-Б. Мольера, 1910 и "Маскарад" М. Лермонтоваь, 1917) и в трагическом представлении "Царь Эдип" задуманном Ю. Юрьевым в Театре трагедии в 1918 году.

С годами актриса перешла на возрастные роли в тех спектаклях, где раньше играла героинь.

Тиме с успехом выступала в оперетте, где сохраняла «безошибочную чуткость к стилистическим особенностям жанра». Хорошо поставленный голос позволил ей исполнять самые разные интересные партии.

Одну роль исполнила в балете – Клеопатра в спектакле "Египетские ночи" в постановке М. Фокина (Мариинский театр, 1909).

С 1928 года работала как исполнительница, режиссер и педагог художественного слова. В чтецком репертуаре актрисы "Анна Каренина" Л. Толстого, "Хождение по мукам" А. Толстого, "Клим Самгин" М. Горького, произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, Ги де Мопассана и др.

С 1913 года занималась педагогической деятельностью. Преподавала в Школе сценических искусств А. Петровского, В Институте живого слова, в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино (ЛГИТМиК, ныне СПГАТИ), с 1951 – профессор.

Она сыграла за свою жизнь в театре 186 ролей, выступая в драматических спектаклях, в опере, оперетте и балете.

В 1908 году вышла замуж за выдающегося ученого и организатора производства профессора Николая Николаевича Качалова. Детей у Качаловых не было.
Конец тридцатых годов принес семье Качаловых-Тиме, как и множеству других людей, горестное испытание. В городе шли ночные аресты, люди исчезали бесследно. Встречая знакомых, членов репрессированных семей, прохожие, случалось, отворачивались или переходили на другую сторону улицы. Страх держал всех в своих колючих ледяных цепях. И в это время был арестован и расстрелян родной брат Николая Николаевича, деверь Елизаветы Ивановны.
И тогда супруги совершили поступок, на какой был тогда способен далеко не каждый: взяли к себе в дом вдову и маленькую дочку репрессированного брата, пойдя на смертельный риск. Но Качаловы приняли решение и выполнили его. И дали возможность племяннице, Наташе Качаловой, вырасти, окончить школу, а потом и университет и стать научной сотрудницей Государственного Эрмитажа.

http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/sov/14192/bio/