Народный артист СССР Борис Александрович Смирнов
(13.10.1908, Петербург — 19.12.1982, Москва)
Актер. Народный артист СССР (1963).
Театральное образование получил в Ленинграде (Институт сценического искусства) и там же начал свою карьеру. Играл в Театре-студии С. Радлова. В шекспировских постановках этого режиссера Смирнов был Ромео, Кассио, Лаэрт, Гамлет; в “Привидениях” играл Освальда, в “Маленьких трагедиях” Пушкина — Моцарта.
В 1943—1950 гг.— актер Ленинградского театра Комедии; у Н. П. Акимова играл Ланцелота в “Драконе” Шварца, дон Жуана в “Дон Жуане” Мольера.
В Художественный театр вступил уже зрелым мастером; его приглашение в 1955 г. было обусловлено намерением передать ему роль В. И. Ленина в предполагавшемся возобновлении “Кремлевских курантов”. Занимавшаяся этим возобновлением М. О. Кнебель высоко ценила Смирнова после работы с ним над ролью Иванова (она ставила пьесу Чехова в московском Театре им. Пушкина, где С. работал в 1950—1955). Еще до Иванова Смирнов сыграл Бобырева в “Тенях” Салтыкова-Щедрина, поставленных А. Д. Диким. Обе роли в начале 50-х гг. выдвинули Смирнова в центр внимания. Внутренняя поэтичность актера и его сильный интеллектуальный посыл одушевили сыгранную им в Художественном театре роль Ленина (“Кремлевские куранты”,1956). Того же персонажа он воплощал в спектаклях МХАТ “Третья патетическая” Погодина (1958), “Шестое июля” Шатрова (1965), “Чрезвычайный посол” А. Тур (1967), но без прежнего успеха. Среди его ролей — директор завода Логинов, дело которого расследуется в “Тяжком обвинении”(1966). Сменив полюса, его спецификой интеллектуального актера и нервом пробовал воспользоваться Б. Н. Ливанов в “Ночной исповеди” А. Арбузова (1967), дав ему роль немецкого полковника Гисслинга, несостоявшегося Гамлета, коротающего ночь перед отступлением в психологических экспериментах. Среди наиболее значительных работ Смирнова в МХАТ — решенный в романтическом ключе Лаврецкий в “Дворянском гнезде” (1957) и Иван Карамазов в “Братьях Карамазовых” (1960).
И. Соловьёва
(13.10.1908, Петербург — 19.12.1982, Москва)
Актер. Народный артист СССР (1963).
Театральное образование получил в Ленинграде (Институт сценического искусства) и там же начал свою карьеру. Играл в Театре-студии С. Радлова. В шекспировских постановках этого режиссера Смирнов был Ромео, Кассио, Лаэрт, Гамлет; в “Привидениях” играл Освальда, в “Маленьких трагедиях” Пушкина — Моцарта.
В 1943—1950 гг.— актер Ленинградского театра Комедии; у Н. П. Акимова играл Ланцелота в “Драконе” Шварца, дон Жуана в “Дон Жуане” Мольера.
В Художественный театр вступил уже зрелым мастером; его приглашение в 1955 г. было обусловлено намерением передать ему роль В. И. Ленина в предполагавшемся возобновлении “Кремлевских курантов”. Занимавшаяся этим возобновлением М. О. Кнебель высоко ценила Смирнова после работы с ним над ролью Иванова (она ставила пьесу Чехова в московском Театре им. Пушкина, где С. работал в 1950—1955). Еще до Иванова Смирнов сыграл Бобырева в “Тенях” Салтыкова-Щедрина, поставленных А. Д. Диким. Обе роли в начале 50-х гг. выдвинули Смирнова в центр внимания. Внутренняя поэтичность актера и его сильный интеллектуальный посыл одушевили сыгранную им в Художественном театре роль Ленина (“Кремлевские куранты”,1956). Того же персонажа он воплощал в спектаклях МХАТ “Третья патетическая” Погодина (1958), “Шестое июля” Шатрова (1965), “Чрезвычайный посол” А. Тур (1967), но без прежнего успеха. Среди его ролей — директор завода Логинов, дело которого расследуется в “Тяжком обвинении”(1966). Сменив полюса, его спецификой интеллектуального актера и нервом пробовал воспользоваться Б. Н. Ливанов в “Ночной исповеди” А. Арбузова (1967), дав ему роль немецкого полковника Гисслинга, несостоявшегося Гамлета, коротающего ночь перед отступлением в психологических экспериментах. Среди наиболее значительных работ Смирнова в МХАТ — решенный в романтическом ключе Лаврецкий в “Дворянском гнезде” (1957) и Иван Карамазов в “Братьях Карамазовых” (1960).
И. Соловьёва