Вечер памяти Владимира Ивановича Немировича-Данченко (Выступили - П.А.Марков, И.Н.Берсенев, Д.В.Камерницкий, А.Я.Таиров (запись 12.10.48г)

Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
Биографическая справка: Камерницкий Дмитрий Владимирович (1897-1972) - режиссер, певец (бас); артист музыкальной студии МХТ (1919-1925), актер и режиссер музыкального театра им. Вл.И.Немировича-Данченко (с 1926), постановщик спектаклей в Ленинграде и в др. городах, художественный руководитель театра оперы и балета в Душанбе (1940-1941), главный режиссер Белорусского театра музыкальной комедии (1943-1946); педагог, руководитель оперного класса в Музыкальном институте им. Гнесиных в Москве (1952-1962). Заслуженный артист РСФСР (1940).


Иван Николаевич Берсе́нев (настоящая фамилия — Павли́щев;
11 (23) апреля 1889, Москва — 25 декабря 1951, Москва) — русский советский актёр, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1948)
Иван Николаевич Павлищев родился в Москве, в семье управляющего торговой фирмой.
Детство и юность прошли в Киеве. Среднее образование получил в Киевской 1-й гимназии, которую окончил в 1905 году[4]. Увлёкся театром ещё будучи гимназистом. В восьмом классе гимназии поступил в драматическую школу Е. А. Лепковского и начал играть в любительских спектаклях, ездил с группой молодых актёров на гастроли в Бердичев и Житомир. Так как гимназистам запрещалось выступать на сцене, взял артистический псевдоним Берсенев.
В 1905—1908 годах учился в Киевском университете. Участвовал в любительских спектаклях в народном доме. В пьесе «Рабочая слободка» Е. П. Карпова играл роль Фёдора Ластовкина. В этой роли его увидел И. Э. Дуван-Торцов, антрепренёр Театра «Соловцов», который и пригласил его в свою труппу.
В 1907—1910 годах — актёр Театра «Соловцов», где работал под руководством К. А. Марджанишвили. Дебютировал на сцене в роли Родэ в пьесе А. П. Чехова «Три сестры». В театральном сезоне 1908—1909 вместе с К. А. Марджанишвили перешёл в антрепризу М. Багрова в Одессе, затем вернулся в Киев.
В 1911—1923 годах — актёр Московского Художественного театра (МХТ), за это время сыграл около 20 ролей. В кинематографе дебютировал в 1913 году.
В 1919 году, гастролируя с театром в Харькове, группа во главе с В. И. Качаловым оказалась отрезанной от Москвы событиями Гражданской войны. Начались гастрольные странствия сначала по югу России (Крым, Одесса, Ростов, Екатеринодар, Поти, Тифлис, Батуми), затем за рубежом (Константинополь, София, Белград, Загреб, Вена, Прага, Братислава, снова Вена, Берлин и другие). В мае 1922 года группа вернулась в Москву.
В 1922—1936 годах — актёр (в 1928—1933 — заместитель директора, в 1933—1936 — директор и художественный руководитель) 1-й Студии МХТ (с 1924 — МХАТ 2-й).
В качестве режиссёра дебютировал в 1925 году, поставив пьесу Н. А. Венкстерн «В 1825 году» (совместно с Б. М. Сушкевичем)
После закрытия в 1936 году МХАТа 2-го — актёр и режиссёр Театра имени МОСПС (с 1938 — Театр имени Моссовета).
С января 1938 по декабрь 1951 года — актёр и художественный руководитель (в 1949—1951 — главный режиссёр) Театра им. Ленинского комсомола (ныне «Ленком»).
В 1937—1951 годах преподавал в ГИТИСе им. А. В. Луначарского (с 1939 — профессор по кафедре режиссуры). Член ВКП(б) с 1947 года.
В Москве жил в доме № 7 в Брюсовом переулке и доме № 5/7 в Камергерском переулке.

Могила Берсенева на Новодевичьем кладбище Москвы.
Умер 25 декабря 1951 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2) (скульптор памятника — Е. Янсон-Манизер).
Семья
Был женат на актрисе Софье Владимировне Гиацинтовой (1895—1982)[2]. Последние два года жизни, официально не оформляя развод, жил в гражданском браке с балериной Галиной Сергеевной Улановой (1909—1998).


Павел Александрович Ма́рков (1897 — 1980) — русский советский театральный критик, режиссёр, историк и теоретик театра, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Доктор искусствоведения (1960).

Родился 10 (22 марта) 1897 года в Туле. Потомственный дворянин, происходил из древнего рода, представители которого участвовали в Куликовской битве. Дальний родственник одного из основателей партии «Союза Русского народа» Николая Евгеньевича Маркова и белого генерала Сергея Леонидовича Маркова. Сын Александра Павловича Маркова и Александры Арсеньевны Пятницкой. С 1912 года семья переехала в Москву. Павел Марков в 1921 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. Театральную деятельность начал в 1920 году в Студии сатиры. С 1919 года выступал как критик, рецензент, очеркист[2].
В 1923—1924 годах Марков вёл :D режиссёрско-педагогическую работу в 3-й Студии МХАТ. В 1925—1949 годах заведовал литературной частью МХАТа и в этом качестве немало способствовал утверждению в репертуаре театра современной советской драматургии.
В 1933—1944 годах Марков был заведующим художественной частью МАМТ имени Вл. И. Немировича-Данченко. В 1944—1949 годах — художественным руководителем МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Поставил спектакли: «Кащей Бессмертный», «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова (оба в 1944), «Любовь поэта» («Сказки Гофмана») Ж. Оффенбаха (1948). Совместно с Д. В. Камерницким поставил оперу «Семья» Ходжи Эйнатова (1940), совместно с П. И. Румянцевым оперу «Суворов» С. Н. Василенко (1942), совместно с П. С. Златогоровым оперу «Любовь Яровая» В. Р. Энке (1947). В ГАМТ поставил спектакли: «Северные зори» Н. Н. Никитина (1952, совместно с К. А. Зубовым), «Порт-Артур» И. Попова и А. Н. Степанова (1953, совместно с К. А. Зубовым), «Проданная колыбельная» Х. Лакснесса (1955).
В 1955—1962 годах Марков был режиссёром МХАТа. Поставил спектакли: «Золотая карета» Л. М. Леонова (1957, совместно с В. А. Орловым и В. Я. Станицыным), «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому (1960, совместно с Б. Н. Ливановым и В. П. Марковым).
С 1939 года преподавал в ГИТИСе, с 1943 года — профессор.
Павел Марков был членом редакционной коллегии (т. 1) и главным редактором (т. 2—5) Театральной энциклопедии в 5 томах[3].
П. А. Марков выведен в образе Миши Панина в «Театральном романе» М. А. Булгакова.
Умер 5 апреля 1980 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Александр Яковлевич Таиров (настоящая фамилия Корнблит, 24 июня (6 июля) 1885, Ромны — 25 сентября 1950, Москва) — российский и советский актёр и режиссёр. Создатель и художественный руководитель Камерного театра (1914—1949), Народный артист РСФСР (1935).

Александр Таиров родился в 1885 году в Ромнах Полтавской губернии в еврейской семье. Мать, Мина Моисеевна, рожала первенца у родителей в Ромнах, нуждаясь в помощи из-за слабости здоровья. Отец, Яков Рувимович, руководил двухклассным еврейским училищем в Бердичеве, где прошло детство Александра. Учился в Киевской гимназии, живя у сестры отца[3].
По настоянию родителей 10 лет учился в Киевском и Петербургском университетах на юриста, совмещая учёбу с театральной деятельностью. Решив связать себя с театром, взял фамилию Таиров («таир» – по-арабски «орёл») и перешёл в лютеранство, чтобы не быть стеснённым чертой оседлости. В это же время женился на своей двоюродной сестре Оле, студентке физмата Бестужевских курсов. Через год у них родилась дочь Мурочка.
На сцене Таиров дебютировал летом 1904 года — в Драматическом товариществе под руководством А. Н. Лепковской, сыграв Петю Трофимова в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова. В 1905 году — в труппе М. М. Бородая в Киеве.
В сезон 1906—1907 гг. был актёром театра В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. До 1913 года Таиров играл в театрах Санкт-Петербурга, Риги, Симбирска, три года в Передвижном театре П. П. Гайдебурова, где начал режиссёрскую деятельность, поставив в 1908 году спектакли «Гамлет» и «Дядя Ваня».
В 1913 году Таиров окончил юридический факультет Петербургского университета и поступил в московскую адвокатуру, которую в скором времени оставил, чтобы в том же году поступить в Свободный театр К. А. Марджанова. Поставил здесь спектакль «Жёлтая кофта» Хезельтона-Фюрста и пантомиму «Покрывало Пьеретты» Шницлера.
В 1914 году Таиров вместе с женой (с 1914 года) и актрисой Алисой Коонен и группой молодых актёров создал Камерный театр, с которым была связана вся его дальнейшая жизнь.
Спектакль «Сакунтала» (Шакунтала) Калидасы, поставленный Таировым и представленный 25 декабря 1914 года, в день открытия Камерного театра, определил его творческую платформу. Таиров стремился к созданию синтетического театра, уделяя большое внимание актёрскому движению и пластике. Своё детище Таиров назвал «театр эмоционально-насыщенных форм» или «театр неореализма».
«Мы хотели иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей… Ни к камерному репертуару, ни к камерным методам постановки и исполнения мы отнюдь не стремились — напротив, по самому своему существу они были чужды нашим замыслам и нашим исканиям», — писал Александр Таиров..
Репертуарными спектаклями Таирова были также: «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1915); «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера (1916), «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917). Премьера «Саломеи» состоялась за три дня до начала революционных беспорядков.
«Прочтите тысячу и одну ночь и фантастические рассказы Гофмана, перелистайте страницы Жюля Верна, Майн Рида, Уэллса — и тогда, быть может, вы получите некоторое представление о том, как возник Камерный театр…»
В 1929 году Таиров привез из Германии пьесу Бертольда Брехта «Трёхгрошовая опера», которую ему передал сам автор. На русский язык пьеса была переведена в 1928 году Львом Микулиным и Вадимом Шершеневичем. Спектакль был поставлен к 15-летию театра — в конце января 1930 года. Режиссёры — А. Таиров и Л. Лукьянов, художники братья Стенберги. Роли исполняли: Макхит — Ю. Хмельницкий, Пичем — Л. Фенин, Селия Пичем — Е. Уварова, Полли — Л. Назарова, Дженни — Н. Ефрон, Люси — Е. Толубеева, Браун — И. Аркадин.
Таиров стремился к изощрённому мастерству, к репертуару романтическому и трагедийному, к сюжетам легендарным и поэтическим, к изображению больших, сильных чувств.
Крупной победой театра была признана постановка в 1933 году пьесы «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского (режиссёр А. Таиров, художник В. Ф. Рындин, в роли Комиссара А. Коонен).
В середине 1930-х годов Таиров оказался в центре крупного идеологического скандала. В 1936 году он поставил пародийный оперный спектакль-фарс на основе русских народных сказок по опере-буфф «Богатыри» композитора Бородина. Автором либретто был известный в то время большевистский поэт Демьян Бедный, переработавший либретто драматурга 19 в. В. А. Крылова в уничижительном, сатирическом духе. В этом либретто в характерном для Демьяна Бедного стиле высмеивались события древнерусской истории, главным образом Крещение Руси. Новый спектакль подвергся неожиданной критике со стороны властей за искажение событий русской истории. Постановка была воспринята как «идеологически неграмотная». «Правда» откликнулась разгромной статьей. Критику этого спектакля и Камерного театра в целом поддержали многие известные коллеги Таирова — Мейерхольд, Станиславский и др. Как неудачи театра были также отмечены критикой спектакли «Не сдадимся!» по пьесе участника челюскинского похода писателя С. Семёнова (1935), «Дети солнца» М Горького (1937) и «Думы о Британке» (пьеса Ю. Яновского, 1937). Единственной творческой удачей театра этого периода был признан спектакль «Мадам Бовари» по Г. Флоберу с А. Коонен в роли Эммы Бовари.
В 1937 году поступает указание: объединить Камерный театр Таирова и Реалистический театр под руководством Н. Охлопкова. Однако совместная работа двух разноплановых в творческом отношении коллективов не сложилась, и в 1939 году Охлопков со своей труппой покинул Камерный театр.
В годы Великой Отечественной войны Таиров и Алиса Коонен вместе с «Камерным театром» были эвакуированы в г. Балхаш Казахской ССР, а затем в апреле 1942 года в г. Барнаул (Алтайский край). В 1942 году А. Таиров вошёл в состав Еврейского антифашистского комитета.
26 августа 1946 года выходит постановление ЦК ВКП(б), практически запрещающее зарубежную драматургию. 9 мая 1949 года, в ходе кампании по борьбе с космополитизмом, Таиров был уволен из Камерного театра, даже несмотря на то, что незадолго до этого в связи с 30-летним юбилеем театра он был награждён орденом Ленина. В конце июня этого же года вместе с Алисой Коонен Таиров был переведён в Театр им. Вахтангова, но к работе не приступил. В августе 1950 года Камерный театр был переименован в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина и тем самым прекратил своё существование.
Таиров скончался 25 сентября 1950 года в Москве после непродолжительной тяжёлой болезни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (2 уч. 14 ряд).

https://ru.wikipedia.org/wiki/