Бори́с Ива́нович Раве́нских (14 [27] июня 1914, Санкт-Петербург — 10 января 1980, Москва) — советский театральный режиссёр, педагог. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951) и Государственной премии СССР (1972). Народный артист СССР (1968). Член КПСС с 1954 года.
По официальным данным, Борис Равенских родился в городе Санкт-Петербурге Российской империи 14 [27] июня 1914 года, но на могиле режиссёра на Новодевичьем кладбище в Москве указан 1912 год рождения;
Отец — Иван Васильевич Ровенских, родился в селе Юшково Курской губернии Российской империи. В детстве хорошо пел, с десятилетнего возраста был певчим в хоре Белгородского монастыря. Через несколько лет ревизор, приехавший в монастырь из Санкт-Петербурга с проверкой, забрал молодого человека с собой петь в хоре Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Иван обладал голосом такой силы, что мог своим пением погасить свечи. Когда у него сложился баритон, он получил приглашение в хор Мариинского театра, где пел рядом с Фёдором Ивановичем Шаляпиным. Одновременно служил в хоре Елисеевской церкви на Большой Охте, где и познакомился со своей будущей женой, матерью его пятерых детей. Мать — Александра Епифаиловна Соловьёва, графского происхождения (при советской власти Борис Иванович старался не афишировать своё дворянское происхождение), воспитанница Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге, знала французский язык, много читала. Борис был младшим, пятым ребёнком в семье, родители обвенчались после его рождения. Александра Епифаиловна умерла в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны[8].
После Гражданской войны Иван Васильевич перевёз семью в село Юшково Курской губернии, на свою малую родину. В деревне не было школы, поэтому Борис учился в средней школе-семилетке в Старом Осколе, которую окончил в 1929 году. Увлечение театром началось у Бориса ещё в школьные годы. Ему хотелось не играть, а помогать играть другим, организовывать театральное действо, помогать настраиваться на сцену, на выход, сопереживать вместе с актёрами. Стоя за кулисами и чувствуя свою сопричастность к тому, что происходит на сцене, он получал огромное наслаждение. В его аттестате об окончании школы было написано: «За время пребывания в школе обнаружил особую склонность к драматическому искусству».
В конце 1920-х годов Борис Равенских вернулся в Ленинград.
В первой половине 1930-х годов работал в Ленинградском театре рабочей молодёжи (ТРАМе) под руководством М. В. Сокольского (впоследствии режиссёр часто использовал опыт Сокольского в своих спектаклях).
Трижды поступал в институт, два раза сорвался, в третий раз его взяли на актёрский факультет, откуда он потом перевёлся на режиссёрский факультет Ленинградского института сценических искусств (мастерская ленинградских учеников и сподвижников Мейерхольда — Н. В. Петрова и В. Н. Соловьёва; с третьего курса — самого Всеволода Мейерхольда), который окончил в 1935 году. В том же году стал ассистентом своего мастера в Государственном театре имени Всеволода Мейерхольда (ГосТиМе) в Москве, где работал вплоть до закрытия театра в январе 1938 года.
В 1938 году в «Современном театре» в Москве Борис Равенских осуществил свою первую самостоятельную постановку — «Галина» И. В. Штока.
В 1940—1941 годах проходил практику в МХАТ СССР имени М. Горького.
С 1941 по 1950 годы был режиссёром Оперной студии имени К. С. Станиславского при МХАТ СССР имени М. Горького.
В 1949 году в Московском академическом театре сатиры поставил спектакль «Свадьба с приданым» по одноимённой пьесе Н. М. Дьяконова, который шёл на сцене с неизменным аншлагом, был сыгран 152 раза и в 1953 году снят на киноплёнку.
Как верный ученик Мейерхольда, в 1940—1950-х годах Борис Равенских в своих постановках утверждал главенствующее положение музыки в драматическом спектакле. В эти годы им были поставлены, в частности, спектакли «В тиши лесов» П. Ф. Нилина и «С любовью не шутят» Педро Кальдерона де ла Барка в Театре имени К. С. Станиславского, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого в Малом театре. Спектакль «Сердце девичье затуманилось» по пьесе В. А. Курочкина, поставленный Равенских в 1959 году в Московском драматическом театре на Малой Бронной, не был принят критиками, но в нём режиссёр достиг своей цели: представить внутреннее духовное состояние человека через музыку.
С 1960 по 1970 годы Равенских был главным режиссёром Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, где поставил ряд значительных для своего времени спектаклей.
В 1970 году Равенских возглавил Малый театр, куда привёл из Театра имени А. С. Пушкина актёров-единомышленников — Алексея Локтева, Владимира Сафронова, Валерия Носика. Самая значительная работа этого периода — спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» по одноимённой пьесе А. К. Толстого (премьера состоялась 29 мая 1973 года), не сходивший со сцены на протяжении 30 лет и выдержавший более 800 представлений.
Борис Равенских преподавал в ГИТИСе, являлся профессором кафедры режиссуры драмы (1977). Среди его учеников — Валерий Белякович, Юрий Иоффе, Надежда Аракчеева, Валерий Рыбаков.
Равенских не любил разговорный театр. Считал, что «современному театру явно не достаёт того эффекта, который возникает на симфоническом концерте, когда музыка объединяет и слушателей, и исполнителей в одном порыве», и всегда хотел добиться на сцене «музыкальности, подобной концертности звучания». Он говорил, в частности:
«… Музыка в каждом спектакле имеет для меня очень большое значение. Если спросят, кому бы я доверил рассказать о себе, я скажу — музыке. Когда звучит увертюра Свиридова к «Царю Фёдору», я знаю, что в ней есть всё, что я хотел сказать своим спектаклем. Музыка — самое демократическое из искусств. Это то, что входит в каждого из нас, делает понятным, доступным одного человека другому, это гармония или дисгармония связей, составляющих структуру человеческого общества. Музыка — это не только собственно музыка, то есть звуки мелодии, то, что ухом воспринимается. Чеховская «Чайка» — музыка. Я мечтаю сделать спектакль без единого музыкального аккорда, который тем не менее был бы музыкален…»
— Борис Иванович Равенских
В 1978 году режиссёр, покинув Малый театр, пришёл в Государственный академический Большой театр России для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту о слиянии музыкального и драматического начал. В этом же году он поставил в Большом театре оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» по одноимённой пьесе-сказке А. Н. Островского[5].
В начале января 1980 года Борис Равенских получил разрешение создать собственный театр, в котором планировал собрать своих учеников. Но мечте режиссёра не суждено было осуществиться: 10 января 1980 года он умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 9).
По официальным данным, Борис Равенских родился в городе Санкт-Петербурге Российской империи 14 [27] июня 1914 года, но на могиле режиссёра на Новодевичьем кладбище в Москве указан 1912 год рождения;
Отец — Иван Васильевич Ровенских, родился в селе Юшково Курской губернии Российской империи. В детстве хорошо пел, с десятилетнего возраста был певчим в хоре Белгородского монастыря. Через несколько лет ревизор, приехавший в монастырь из Санкт-Петербурга с проверкой, забрал молодого человека с собой петь в хоре Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Иван обладал голосом такой силы, что мог своим пением погасить свечи. Когда у него сложился баритон, он получил приглашение в хор Мариинского театра, где пел рядом с Фёдором Ивановичем Шаляпиным. Одновременно служил в хоре Елисеевской церкви на Большой Охте, где и познакомился со своей будущей женой, матерью его пятерых детей. Мать — Александра Епифаиловна Соловьёва, графского происхождения (при советской власти Борис Иванович старался не афишировать своё дворянское происхождение), воспитанница Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге, знала французский язык, много читала. Борис был младшим, пятым ребёнком в семье, родители обвенчались после его рождения. Александра Епифаиловна умерла в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны[8].
После Гражданской войны Иван Васильевич перевёз семью в село Юшково Курской губернии, на свою малую родину. В деревне не было школы, поэтому Борис учился в средней школе-семилетке в Старом Осколе, которую окончил в 1929 году. Увлечение театром началось у Бориса ещё в школьные годы. Ему хотелось не играть, а помогать играть другим, организовывать театральное действо, помогать настраиваться на сцену, на выход, сопереживать вместе с актёрами. Стоя за кулисами и чувствуя свою сопричастность к тому, что происходит на сцене, он получал огромное наслаждение. В его аттестате об окончании школы было написано: «За время пребывания в школе обнаружил особую склонность к драматическому искусству».
В конце 1920-х годов Борис Равенских вернулся в Ленинград.
В первой половине 1930-х годов работал в Ленинградском театре рабочей молодёжи (ТРАМе) под руководством М. В. Сокольского (впоследствии режиссёр часто использовал опыт Сокольского в своих спектаклях).
Трижды поступал в институт, два раза сорвался, в третий раз его взяли на актёрский факультет, откуда он потом перевёлся на режиссёрский факультет Ленинградского института сценических искусств (мастерская ленинградских учеников и сподвижников Мейерхольда — Н. В. Петрова и В. Н. Соловьёва; с третьего курса — самого Всеволода Мейерхольда), который окончил в 1935 году. В том же году стал ассистентом своего мастера в Государственном театре имени Всеволода Мейерхольда (ГосТиМе) в Москве, где работал вплоть до закрытия театра в январе 1938 года.
В 1938 году в «Современном театре» в Москве Борис Равенских осуществил свою первую самостоятельную постановку — «Галина» И. В. Штока.
В 1940—1941 годах проходил практику в МХАТ СССР имени М. Горького.
С 1941 по 1950 годы был режиссёром Оперной студии имени К. С. Станиславского при МХАТ СССР имени М. Горького.
В 1949 году в Московском академическом театре сатиры поставил спектакль «Свадьба с приданым» по одноимённой пьесе Н. М. Дьяконова, который шёл на сцене с неизменным аншлагом, был сыгран 152 раза и в 1953 году снят на киноплёнку.
Как верный ученик Мейерхольда, в 1940—1950-х годах Борис Равенских в своих постановках утверждал главенствующее положение музыки в драматическом спектакле. В эти годы им были поставлены, в частности, спектакли «В тиши лесов» П. Ф. Нилина и «С любовью не шутят» Педро Кальдерона де ла Барка в Театре имени К. С. Станиславского, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого в Малом театре. Спектакль «Сердце девичье затуманилось» по пьесе В. А. Курочкина, поставленный Равенских в 1959 году в Московском драматическом театре на Малой Бронной, не был принят критиками, но в нём режиссёр достиг своей цели: представить внутреннее духовное состояние человека через музыку.
С 1960 по 1970 годы Равенских был главным режиссёром Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, где поставил ряд значительных для своего времени спектаклей.
В 1970 году Равенских возглавил Малый театр, куда привёл из Театра имени А. С. Пушкина актёров-единомышленников — Алексея Локтева, Владимира Сафронова, Валерия Носика. Самая значительная работа этого периода — спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» по одноимённой пьесе А. К. Толстого (премьера состоялась 29 мая 1973 года), не сходивший со сцены на протяжении 30 лет и выдержавший более 800 представлений.
Борис Равенских преподавал в ГИТИСе, являлся профессором кафедры режиссуры драмы (1977). Среди его учеников — Валерий Белякович, Юрий Иоффе, Надежда Аракчеева, Валерий Рыбаков.
Равенских не любил разговорный театр. Считал, что «современному театру явно не достаёт того эффекта, который возникает на симфоническом концерте, когда музыка объединяет и слушателей, и исполнителей в одном порыве», и всегда хотел добиться на сцене «музыкальности, подобной концертности звучания». Он говорил, в частности:
«… Музыка в каждом спектакле имеет для меня очень большое значение. Если спросят, кому бы я доверил рассказать о себе, я скажу — музыке. Когда звучит увертюра Свиридова к «Царю Фёдору», я знаю, что в ней есть всё, что я хотел сказать своим спектаклем. Музыка — самое демократическое из искусств. Это то, что входит в каждого из нас, делает понятным, доступным одного человека другому, это гармония или дисгармония связей, составляющих структуру человеческого общества. Музыка — это не только собственно музыка, то есть звуки мелодии, то, что ухом воспринимается. Чеховская «Чайка» — музыка. Я мечтаю сделать спектакль без единого музыкального аккорда, который тем не менее был бы музыкален…»
— Борис Иванович Равенских
В 1978 году режиссёр, покинув Малый театр, пришёл в Государственный академический Большой театр России для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту о слиянии музыкального и драматического начал. В этом же году он поставил в Большом театре оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» по одноимённой пьесе-сказке А. Н. Островского[5].
В начале января 1980 года Борис Равенских получил разрешение создать собственный театр, в котором планировал собрать своих учеников. Но мечте режиссёра не суждено было осуществиться: 10 января 1980 года он умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 9).