Чехов А - Чайка (Московский Камерный театр пост.А.Я.Таиров. Радиоверсия зап. 1946г.)

АВТОР:Антон Чехов
РЕЖИССЕР:Александр Таиров
ХУДОЖНИК:Евгений Коваленко, Валентина Кривошеина

В ролях:
А.Коонен - Заречная,
А.Миклашевская - Аркадина,
С.Ценин - Сорин,
Б.Терентьев -Тригорин,
И.Александров - Медведенко,
В.Ганшин - Треплев,
М.Лишин - Дорн,
Н.Новлянский - Шамраев,
М.Фонина - Маша.

Описание спектакля
Чтобы найти неожиданный подход к «Чайке», которую на советской сцене тогда ставили редко и без особого успеха, требовалась большая творческая смелость, чего Таирову было не занимать. Эту постановку он называл «концерт-спектакль». Первоначально создавалось впечатление, что зритель присутствует просто при чтении пьесы: актеры выступали в костюмах наших дней и не пользовались гримом. Место действия обозначалось скупо. Оно протекало на фоне полупрозрачного тюля, на котором легкими чертами возникали абрисы деревьев, комнаты. Предметы обстановки сводились к минимуму. Лишь письменный стол и рояль давали понять, что действие происходит в кабинете Треплева. Постепенно понятие «чтения» исчезало – актеры становились образами пьесы. Таиров как бы уводил в тень бытовые сцены. Был в этом спектакле некий скромный и сдержанный аскетизм. Мизансцены сводились доминимума, чеховский текст звучал со всей музыкальностью. Сам Таиров признал впоследствии, что термин «концерт-спектакль» носил, по существу, рабочий характер. За ним скрывалась новая форма спектакля, позволявшая не считаться с некоторыми бытовыми деталями и сосредоточиться на выявлении основного конфликта пьесы.

Намеренно обедняя бытовой фон, Таиров всю силу своего темперамента обратил на тему творческого подвига. Он высвобождал одну линию пьесы, намеренно жертвуя некоторыми из важных образов. Тема творчества стала центральной в его постановке и прежде всего в образе Нины Заречной, «чайки», «актрисы». Отметая и приглушая иные из линий пьесы, он рассказал о трудной судьбе художника, о том, что художник не может родиться вне глубокого постижения мира. Таиров боялся оскорбить Чехова малейшим намеком на привычную театральность – он как бы остерегался «пережать» и предпочитал порою «недодать» и напряженно искал приемов, позволяющих избежать обвинений в том, что театр, согласно словам Треплева, изображает, как люди едят... Он хотел сохранить в «Чайке» строгую простоту.

Впервые с такой силой прозвучала тема Нины Заречной как тема победы творчества, тема творчества-подвига. Вера в человека, в его нравственные силы, в его будущее пронизывала весь спектакль. Хотя Чехова после этой пьесы много обвиняли в декадентстве. Литературовед С.Н. Дурылин писал, что в спектакле Камерного театра «Чайка» «летит впервые». Новое прочтение пьесы отмечала Т.Л. Щепкина-Куперник.

Рождение Нины как художника, познавшего действительность, преодолевшего действительность, победившего самого себя, было выражено Алисой Коонен трепетно и нежно. Финал спектакля сосредоточивал внимание на белом чучеле чайки, видневшейся на фоне черного блестящего рояля среди постепенно погружающейся во тьму сцены.

Таиров проникся высокой поэтичностью Чехова. Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, присутствовавшая на премьере, оценила замысел спектакля, сыгравшего в сценической истории «Чайки» важную и значительную роль.


http://teatrpushkin.ru/plays/chayka