По ком звонил колокол ( О Герцене) 2002

Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
К 195-летию со дня рождения русского публициста, философа, писателя и революционера в эфире телеканала «Культура» был показан двухсерийный документальный фильм «По ком звонил “Колокол?”» Начиная рассказ о Герцене, авторы фильма отталкиваются от событий его детства, юности, событий, которые во многом определили судьбу будущего писателя и революционера. Так более понятным становится расхожее выражение «декабристы разбудили Герцена».
Фильм, характеризуя Герцена, погружает зрителя в перипетии внутрисемейных отношений Александра Ивановича, отношений, связывавших семьи Герцена и Огарева. Личная переписка и мемуары Герцена, его литературное наследие стали основой фильма.

«Колокол»
Друзья создали в Лондоне типографию, где стали издавать альманах «Полярная звезда». Несколько лет спустя созрели для выпуска первой русской оппозиционной газеты «Колокол». Название заимствовали у любимого Шиллера. Оттуда же, из «Песни о колоколе», взяли и девиз Vivos voco («Зову живых»). Первый номер вышел в июле 1857 г. Газета мгновенно обрела успех (тираж более 2000 экземпляров был немалым по тем временам). Кроме Герцена и Огарева, авторами «Колокола» были Тургенев, Бакунин, Добролюбов, Гарибальди, Гюго и немало других знаменитостей. Критические обзоры стали обязательным чтивом даже у петербургских чиновников (по слухам, сам государь-император уточнял в «Колоколе» сведения по крестьянскому вопросу).

Через газету Герцен призывал Александра II отменить крепостное право и наделить крестьян землей. Здесь же он проповедовал идеи «русского социализма», основанного на возрождении патриархальной крестьянской общины. Крестьянская реформа давно зрела в России, и в 1861 г. царь подписал указ об отмене крепостного права. По всей Европе русские эмигранты праздновали победу. Парадокс в том, что эта победа оказалась для «Колокола» началом заката. Либералы хотя и критиковали тот факт, что свобода была дарована безземельным крестьянам, в основном, лишь на бумаге, но всё же быстро утрачивали интерес к проблеме. Тираж газеты падал. Подвел и Бакунин, звавший через «Колокол» «к топору». Герцен не разделял столь радикальных взглядов, но отказать Бакунину в публикациях не посмел.

Еще больше удалил читателей от газеты «польский вопрос». Польша, входившая в состав Российской империи, восстала, и либерал Герцен поддержал восставших. «Защитника поляков» тут же обвинили в предательстве интересов русского народа. Звон «Колокола» утих, и Герцен отправился в длительное путешествие по Европе, пытаясь развеяться после очередных семейных драм (новая жена не нашла взаимопонимания со старшими детьми, умерли малолетние близняшки). Незадолго до начала Франко-прусской войны он возвратился в Париж, где умер в январе 1870 г. Согласно завещанию, его похоронили в Ницце, рядом с любимой Натали.

К памятнику на могиле Герцена приходит немало россиян, посещающих Ниццу. Хотя Ленин и утверждал по поводу дворян-революционеров, что «страшно далеки они от народа», всё же сегодня просвещенному «народу» явно ближе не ленинские тезисы, а духовное завещание барина Герцена: «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри».
http://www.euxpress.de/archive/artikel_5602.html