Эрдман и Степанова, двойной портрет в интерьере эпохи

Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
Эрдман и Степанова: двойной портрет в интерьере эпохи

Семилетний тайный роман Николая Эрдмана, автора пьес "Мандат" и "Самоубийца", фильмов "Веселые ребята", "Смелые люди", "Морозко", и Ангелины Степановой, первой актрисы МХАТа, навсегда оставил след в жизни каждого из них.
Драматург и актриса познакомились в 1928 году. Эрдман был уже очень известен. Его пьеса «Мандат», поставленная Мейерхольдом, гремела на всю Москву. 23-х летняя Ангелина Степанова была, по оценке Станиславского, лучшей актрисой МХАТа. Эрдман был женат, Степанова за мужем. Классический тайный роман развивался страстно и бурно. Ангелина развелась с мужем, но брака с Николаем не получилось – он не захотел оставить семью. Чувства актрисы были настолько сильны и искренни, что даже нежелание Эрдмана иметь ребенка (Степанова забеременела, но ребенок не родился) не разрушили ее любовь.
Летом 1933 года, на съемках фильма «Веселые ребята», Эрдман и его друг Масс были сценаристами фильма, их обоих арестовали. Как потом по Москве ходили слухи, невольным виновником ареста был Василий Качалов. На каком-то правительственном застолье или концерте он прочитал сатирические басни Эрдмана и Масса. Сталин обиделся и сослал обоих. Эрдмана в город Енисейск Красноярского края на три года.

Роман двух влюбленных продолжался в письмах. Степановой удалось добиться поездки в Енисейск на 10 дней. Она была лично на приеме у Енукидзе. «Я решила обратиться к Авелю Софроновичу. Он принял меня в своем рабочем кабинете. Я просила о свидании и разрешении навестить Эрдмана в ссылке. Енукидзе всячески отговаривал меня от поездки в Сибирь, даже пригрозил, что я рискую остаться там, но я была тверда в своем намерении. Тогда он спросил меня, что заставляет меня так неверно и необдуманно поступать? Я ответила: «Любовь». Возникла долгая пауза: верно стены этого кабинета такого прежде не слыхали. «Хорошо, — сказал Авель Софронович, — я дам вам разрешение на свидание, и вы поедете в Сибирь, но обещайте, что вернетесь». Я обещала, сказав, что обязательно вернусь и буду продолжать играть на сцене МХАТа. А МХАТ в то время был великим театром, без него я не мыслила своей жизни. Енукидзе поинтересовался: как я живу и есть ли у меня деньги? Он дал мне номер телефона, по которому я смогу получить бесплатный билет до Красноярска и обратно. Я расплакалась и стала благодарить его...»

Ссылка сломала Эрдмана. Виталий Вульф пишет об этом так: « Хотя искусство репризы, диалога, щедро насыщенных юмором и иронией, пригодилось ему потом в работе над сценариями фильмов: «Волга-Волга», «Принц и нищий», «Актриса», «Смелые люди», «Каин XVIII», «Город мастеров», «Спортивная честь» и другие. Им написаны были сценарии десятков цирковых представлений, пантомим, интермедий. Но истинный дар, дар драматурга, «был оборван на скаку»: пьес он больше не писал.»

Ангелина Степанова проработала всю жизнь на сцене МХАТа. Вышла замуж за писателя Фадеева, стоически выдержала его самоубийство: Фадеев застрелился в 1956 году. Вот ирония судьбы – долгие годы была секретарем парторганизации МХАТа. Умерла в 2000 году в возрасте 95-и лет.
http://www.mjcc.ru/news/2031