ДЕЛО О КОНОКРАДСТВЕ
Розовский обвинил Товстоногова в «конокрадстве»
Этот скандал прогремел в 2006 году и гроза отлетела на довольно далекое расстояние!
Однако в Доме Литераторов я нашел интересную звукозапись, на которой вы можете выслушать доводы обеих сторон - ЗА Марка Розовского и против его книги "Дело о конокрадстве".
На записи в ЦДЛ звучит одно мнение против - переданное через музейную сотрудницу Даниилом Граниным и оно очень резкое, остальные мнения в основном комплиментарны от друзей Мг находящихся на сцене и в зале, есть например мнение театрального критика Анатолия Смелянского
Я дам пару противоположных ссылок - http://smena.ru/news/2006/11/21/9350/ - "Розовский обвинил Товстоногова в «конокрадстве»
"В былые времена за такое вызывали на дуэль, заявляют друзья легендарного питерского режиссера"
На днях театральную общественность северной столицы начало лихорадить. Поводом стал выход в свет мемуаров известного режиссера Марка Розовского под названием «Дело о «конокрадстве». В этой книге Марк Григорьевич обвиняет легендарного Георгия Товстоногова, долгое время возглавлявшего БДТ, в «краже» у него знаменитого спектакля «История лошади»."
С.М.Лосев - Георгий Товстоногов репетирует и учит. Литературная запись С.М.Лосева. СанктПетербург: «Балтийские сезоны». 2007. – 608 с. - «История лошади», запись репетиций (подлинность этих записей специально оговорена в предисловии, написанном человеком безукоризненной репутации – Еленой Горфункель). Из «ремарок»: Кочергин ставит свет, Товстоногов обещает ему дать время на следующий день. Кочергин, тихо: «Задушить бы всех актеров, чтобы не мешали высвечивать декорации». – «Шутите?» – «Кто вам сказал?» Конечно, Товстоногов – автор, он многое придумывает на ходу, принося с собой домашние заготовки, – видно, что Толстой и эти самые лошади занимают его мозг, многие репетиции вовсе обходятся без Розовского... И тем не менее. Розовский, судя по опубликованному тексту, – автор, Товстоногов правит его режиссерский текст, он – как высококлассный редактор, из тех, которые «сочиняли» некоторых великих советских писателей. Можно искать и подбирать еще какие-то определения, уважительные к обоим участникам этой театральной легенды. Очень интересная. Очень театральная история."
С.М.Лосев http://teatroskol.ru/files/kak-yeto-bylo.pdf - "Отдельная история - «Холстомер». Товстоногов уже посмотрел прогон, показанный Марком Розовским на малой сцене, провёл первую репетицию, я попал на вторую. В перерыве столкнулись с Георгием Александровичем на лестнице. «Ну, как?» - Спросил он. Я сказал, что ничего подобного в жизни не видел, что уже потрясён приёмом, ключом к материалу. Казалось, такое Дина Морисовна Шварц 22 возможно в театре на Таганке, но где там такие Е.А.Лебедев, В.П.Ковель, М.Д.Волков, хор-табун? Он тут же предложил сделать запись репетиций. «А Дина Морисовна?» «Она на «Дачниках» с Либуркиным. Вы пишите». Стал писать. Присоединилась Людмила Мартынова. Работали день и ночь. Расшифровывали и на машинку. К премьере мы отдали ему все страницы с записями репетиций, он полистал, прочёл что-то на выбор: «Ну, если всё остальное так же грамотно, то найдём хорошего редактора и в печать». И назначил время следующей встречи. Народный артист СССР Евгений Алексеевич Лебедев Холстомер Когда мы с Мартыновой вновь к нему пришли, он поверг нас в шок: «Буквализм и отсутствие сверхзадачи репетиции». Я растерялся, а потом взял себя в руки: «Буквализм легко убирается, а сверхзадача – ведь вы же редактируете текст в окончательном варианте. Если в конце каждой репетиции вам дописать две-три фразы?» «Нет-нет, не 23 годится». Но запись оставил себе. Потом уже в Риге Марк Розовский рассказал мне, как он меня ненавидел! «Ну, представь моё состояние. Возвращаюсь в Ленинград, а спектакль уже репетируется не на малой, а на большой сцене. И рядом с Товстоноговым сидит какой-то хмырь и в темноте чего-то записывает красной светящейся авторучкой. Я так и назвал тебя в дневнике: «Человек с красной светящейся авторучкой, который создавал Товстоногову историю». Я был категорически против публикации твоих записей «Холстомера». Розовский рассказал, как ворвался в кабинет Товстоногова и кричал: «Если будут изданы записи ваших репетиций, тогда я издам свою книгу!» Вот после этого и прозвучало про «буквализм и отсутствие сверхзадачи». Но, знаете, что я думаю сейчас? Прошло время. И пусть выйдет совместная книга о создании «Холстомера». И Марка Григорьевича. И наши записи товстоноговских репетиций, которые совершенно не умаляют того, что сделал в спектакле Розовский, но и документально доказывают, сколько внёс в эту постановку Товстоногов."
На фото программка спектакля пропутешествовавшая по всему миру где черным по белому прописано имя М.Г.Розовского
Розовский обвинил Товстоногова в «конокрадстве»
Этот скандал прогремел в 2006 году и гроза отлетела на довольно далекое расстояние!
Однако в Доме Литераторов я нашел интересную звукозапись, на которой вы можете выслушать доводы обеих сторон - ЗА Марка Розовского и против его книги "Дело о конокрадстве".
На записи в ЦДЛ звучит одно мнение против - переданное через музейную сотрудницу Даниилом Граниным и оно очень резкое, остальные мнения в основном комплиментарны от друзей Мг находящихся на сцене и в зале, есть например мнение театрального критика Анатолия Смелянского
Я дам пару противоположных ссылок - http://smena.ru/news/2006/11/21/9350/ - "Розовский обвинил Товстоногова в «конокрадстве»
"В былые времена за такое вызывали на дуэль, заявляют друзья легендарного питерского режиссера"
На днях театральную общественность северной столицы начало лихорадить. Поводом стал выход в свет мемуаров известного режиссера Марка Розовского под названием «Дело о «конокрадстве». В этой книге Марк Григорьевич обвиняет легендарного Георгия Товстоногова, долгое время возглавлявшего БДТ, в «краже» у него знаменитого спектакля «История лошади»."
С.М.Лосев - Георгий Товстоногов репетирует и учит. Литературная запись С.М.Лосева. СанктПетербург: «Балтийские сезоны». 2007. – 608 с. - «История лошади», запись репетиций (подлинность этих записей специально оговорена в предисловии, написанном человеком безукоризненной репутации – Еленой Горфункель). Из «ремарок»: Кочергин ставит свет, Товстоногов обещает ему дать время на следующий день. Кочергин, тихо: «Задушить бы всех актеров, чтобы не мешали высвечивать декорации». – «Шутите?» – «Кто вам сказал?» Конечно, Товстоногов – автор, он многое придумывает на ходу, принося с собой домашние заготовки, – видно, что Толстой и эти самые лошади занимают его мозг, многие репетиции вовсе обходятся без Розовского... И тем не менее. Розовский, судя по опубликованному тексту, – автор, Товстоногов правит его режиссерский текст, он – как высококлассный редактор, из тех, которые «сочиняли» некоторых великих советских писателей. Можно искать и подбирать еще какие-то определения, уважительные к обоим участникам этой театральной легенды. Очень интересная. Очень театральная история."
С.М.Лосев http://teatroskol.ru/files/kak-yeto-bylo.pdf - "Отдельная история - «Холстомер». Товстоногов уже посмотрел прогон, показанный Марком Розовским на малой сцене, провёл первую репетицию, я попал на вторую. В перерыве столкнулись с Георгием Александровичем на лестнице. «Ну, как?» - Спросил он. Я сказал, что ничего подобного в жизни не видел, что уже потрясён приёмом, ключом к материалу. Казалось, такое Дина Морисовна Шварц 22 возможно в театре на Таганке, но где там такие Е.А.Лебедев, В.П.Ковель, М.Д.Волков, хор-табун? Он тут же предложил сделать запись репетиций. «А Дина Морисовна?» «Она на «Дачниках» с Либуркиным. Вы пишите». Стал писать. Присоединилась Людмила Мартынова. Работали день и ночь. Расшифровывали и на машинку. К премьере мы отдали ему все страницы с записями репетиций, он полистал, прочёл что-то на выбор: «Ну, если всё остальное так же грамотно, то найдём хорошего редактора и в печать». И назначил время следующей встречи. Народный артист СССР Евгений Алексеевич Лебедев Холстомер Когда мы с Мартыновой вновь к нему пришли, он поверг нас в шок: «Буквализм и отсутствие сверхзадачи репетиции». Я растерялся, а потом взял себя в руки: «Буквализм легко убирается, а сверхзадача – ведь вы же редактируете текст в окончательном варианте. Если в конце каждой репетиции вам дописать две-три фразы?» «Нет-нет, не 23 годится». Но запись оставил себе. Потом уже в Риге Марк Розовский рассказал мне, как он меня ненавидел! «Ну, представь моё состояние. Возвращаюсь в Ленинград, а спектакль уже репетируется не на малой, а на большой сцене. И рядом с Товстоноговым сидит какой-то хмырь и в темноте чего-то записывает красной светящейся авторучкой. Я так и назвал тебя в дневнике: «Человек с красной светящейся авторучкой, который создавал Товстоногову историю». Я был категорически против публикации твоих записей «Холстомера». Розовский рассказал, как ворвался в кабинет Товстоногова и кричал: «Если будут изданы записи ваших репетиций, тогда я издам свою книгу!» Вот после этого и прозвучало про «буквализм и отсутствие сверхзадачи». Но, знаете, что я думаю сейчас? Прошло время. И пусть выйдет совместная книга о создании «Холстомера». И Марка Григорьевича. И наши записи товстоноговских репетиций, которые совершенно не умаляют того, что сделал в спектакле Розовский, но и документально доказывают, сколько внёс в эту постановку Товстоногов."
На фото программка спектакля пропутешествовавшая по всему миру где черным по белому прописано имя М.Г.Розовского