Володин А. - Больше чем любовь

Больше, чем любовь. Володин Александр

Имя поэта и драматурга Александра Володина знакомо всем, кто любит кино и театр. Фильмы "Старшая сестра", "Пять вечеров", "Фокусник", "Осенний марафон", знаменитые спектакли еще товстоноговского БДТ и ефремовского "Современника", поставленные по его пьесам, запоминались своей уникальной интонацией, негромким, совсем не назидательным голосом человека, который знает о жизни что-то такое, мимо чего мы проходим не замечая. Большинство произведений Володина автобиографичны, он пишет о своем поколении, о поколении "опаленном войной".

Незадолго до войны Володина забрали в армию. Он вспоминает о начале войны и своем юношеском восприятии ее: "Война! Это значит – конец казарме, заграничные страны, и после победы – домой! Мы шли строем, но пели, хохотали, и командиры нас не останавливали. Было смешно, что женщины у ворот и дверей, глядя нам вслед, плакали". После столконовения с тяготами военного времени, после ранения и госпиталя, восприятие войны изменилось: "На фронте была далеко идущая мечта: потом, когда кончится война и все уже будет позади, тогда чтобы мне разрешили пускай не жить, но просто оказаться там и просто удивиться - что будет потом-потом, когда совсем-совсем... И мне разрешили. И не просто видеть, а подниматься и опускаться, обижаться и не обижаться, любить и не любить – и еще тысячу всего только на эту рифму, еще сто тысяч на другие...".

Володин всегда очень трепетно относился к женщинам – он их боготворил и возводил на пьедестал. "Если ни одна женщина, - писал он, – ее печальный взгляд, ее веселый взгляд, ее случайный взгляд – не могут поднять меня над моей скудной жизнью, - значит, я другой и не стою! Женщины иногда говорят такие слова и так смешно шутят, и так проницательно думают о нас, чтобы нам было лучше и чтобы нам было сладко с последней из всех, как с первой из всех. И то и дело это им удается, а если не удается, они страдают молча, а если и говорят, то иногда говорят такие слова...".
Володин был добрым и открытым человеком, в каждом его слове - "неисправимая любовь" и доверчивость, бесконечная энергия познания жизни и вера в справедливость. Он был очень искренним и не допускал отстраненности, знал жизнь и не терпел "приблизительности". Например, мог, увидев на почте немолодую женщину редкостной красоты и обаяния, вручить ей бланк, на котором было написано: "Справка дана так такой-то в том, что она очень красивая и обаятельная женщина, и, кажется с чувством юмора". И подпись: "Союз Кинематографистов, Союз Писателей, Союз Театральных Деятелей". Однажды в парке ему навстречу шла незнакомая женщина и улыбалась, и он написал про нее: "… Беглого взгляда было достаточно, что она хороша собой. Она смотрела так, словно мы знакомы. Она улыбалась. Но, улыбаясь, так и прошла мимо. Оказывается, она улыбалась не мне, а своим мыслям".

Прототипом героини "Пяти вечеров" стала жена Александра Володина. В пьесе даже есть целая сцена, где Тамара и Ильин рассказывают историю, которая на самом деле произошла с Володиным и его будущей женой: "И, вот, сидим в грузовых машинах, еще не стриженные. Женщины кругом плачут, а она смотрит снизу и говорит: – Видишь, какая у тебя будет бесчувственная… – и запнулась. Моторы уже тарахтят, плохо слышно. – Что ты сказала, не понял! – Я сказала: видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена. – Вот это да. Машины тронулись, она побежала вслед. Потом мотор что ли заглох, остановились. И она поодаль остановилась… Опять поехали – она опять побежала. Потом отстала…"
Всю войну они переписывались, когда Володин попал в госпиталь, она приехала. Вернувшись с фронта, женился на ней. "Долго жили трудно, - писал Володин в своих воспоминаниях, - но теперь ничего. Я уже не молод. И она не молода. Я часто устаю. Она болеет. Посмотришь отсюда назад – как коротко было все, как просто…"

http://www.viprutv.com/m/29732/Bolshe-chem-ljubov-Volodin-Aleksandr