К 50 летию т-ра Современник

Представляя фестиваль, Волчек прежде всего попросила собравшихся не слишком активно использовать слово «юбилей». Отчет, день рождения – да, но не юбилей – затертое слово. Свое 50-летие «Современник» встречает живым, действующим театром. Он не стал мемориалом и «памятником самому себе». И лучшее доказательство тому – огромный интерес к театру со стороны

Театр "Современник" - один из главных, знаковых символов эпохи оттепели. Не случайно, наверное, родился он сразу после исторического ХХ съезда КПСС, ровно 50 лет назад. Хотя собственно театра тогда еще не было, а был выпуск Школы-студии МХАТа с дипломным спектаклем "Вечно живые" по пьесе Виктора Розова. Но так вот тогда удачно легли звезды, что из дипломного спектакля родился легендарный театр. Расцвет "Современника" пришелся на 60-е годы, тогда он располагался на площади Маяковского, там, где сейчас автостоянка перед гостиницей "Пекин".
Попасть в тот "Современник" было практически невозможно: я помню и массовую стрельбу лишних билетиков - еще от метро, и ночные очереди в дни предварительной продажи. И я помню, что когда все-таки попадал в этот зал (что хоть и редко, но случалось), то действительно ощущал некую атмосферу свободы. И фокус, по-моему, был в том, что привычные слова очищали там от пропагандистских наслоений и возвращали им истинное значение. Вот слово "правда", например, во внешнем мире было названием газеты (в которой, как у Оруэлла, правды не было), а в "Современнике" "правда" - это было то, что истинно. И если Таганка была в те годы альтернативой скорее эстетической, то "Современник" - альтернативой прежде всего этической. И каждый спектакль, даже отчасти конъюнктурную трилогию о революционерах "Декабристы", "Народовольцы", "Большевики", они превращали в разговор о реальных живых людях.

http://www.tvkultura.ru/news.html?id=92786&tid=5326&cid=6326