Степанова А. в программе_ Роли исполняют_(вед. М.Райкина)

Ангелина Иосифовна Степанова

Родилась 23 ноября 1905 г. в Николаевске-на-Амуре в семье страхового агента (отец) и зубного врача (мать). По словам Степановой, у неё "никогда не было театральных шатаний, сомнений, по какому пути идти". Учась в московской гимназии, увлекалась балетом; в 1921 г. была принята в школу при 3-й Студии МХАТ (курс набирал Е.Б.Вахтангов), которую окончила в 1924 г., сыграв Мэри в " Битве жизни" по Ч.Диккенсу, Сурмилову в "Льве Гурыче Синичкине" Д.Т.Ленского, бессловесную рабыню, а затем и Адельму в прощальной вахтанговской "Принцессе Турандот" К.Гоцци.

Посмотрев "Битву жизни", В.И.Немирович-Данченко предложил перенести спектакль на сцену МХАТа, а исполнителям войти в состав труппы. Дорабатывал постановку Н.М.Горчакова К.С.Станиславский. С ним же в её первый сезон службы в театре (1924–1925) Степановой довелось работать над ролями княжны Мстиславской ("Царь Фёдор Иоаннович" А.К.Толстого, реж. Станиславский и А.А.Санин) и Софьи ("Горе от ума" А.С.Грибоедова, реж. Немирович-Данченко и Станиславский; в роли Фамусова - Станиславский).

Приход Степановой во МХАТ счастливо совпал с политикой обновления актёрского состава в текущем репертуаре: в старые спектакли вводились молодые исполнители. Так, Степановой выпало сыграть Неродившуюся душу в легендарной "Синей птице" М.Метерлинка (реж. Станиславский, Л.А.Сулержицкий, И.М.Москвин). После небольшой роли Мариньки, невесты декабриста князя Голицына, в спектакле "Николай I и декабристы" А.Р.Кугеля (реж. Н.Н.Литовцева, рук. пост. Станиславский, 1926) Станиславский вынес вердикт: "Вы становитесь актрисой". Ему же принадлежат слова: "У нас давно не было такой молодой артистки. Ей предстоит большая будущность".

Среди ролей Степановой – оригинальных созданий и вводов в уже готовые спектакли – разножанровые образы: Ивонна ("Продавцы славы" П.Нивуа и М.Паньоля, реж. В.В.Лужский и Горчаков, рук. пост. Станиславский, 1926), Генриетта ("Сёстры Жерар" В.З.Масса по мелодраме А.-Ф.Деннери и А.Кормона, реж. Горчаков и Е.С.Телешева, рук. пост. Станиславский, 1927), Аня ("Вишнёвый сад" А.П.Чехова, реж. Станиславский и Немирович-Данченко, 1928), Кинооператор и мисс Сеншейн ("Реклама" М.Уоткинса, реж. Телешева и Б.И.Вершилов, рук. пост. Немирович-Данченко, 1930), Графиня ("Безумный день, или Женитьба Фигаро" П.Бомарше, постановка Станиславского, 1931), Шура ("Егор Булычов и другие" М.Горького, реж. В.Г.Сахновский, рук. пост. Немирович-Данченко, 1934), Лида Коваль ("Платон Кречет" А.Е.Корнейчука, реж. И.Я.Судаков, 1935), Арманда ("Мольер" М.А.Булгакова, постановка Горчакова, 1936), Бетси Тверская ("Анна Каренина" Л.Н.Толстого, реж. Немирович-Данченко и Сахновский, 1937), Зинаида ("Дядюшкин сон" по Ф.М.Достоевскому, реж. Сахновский и К.И.Котлубай, рук. пост. Немирович-Данченко, 1938), Ирина ("Три сестры" Чехова, реж. Немирович-Данченко, Литовцева, И.М.Раевский, 1940), Натали Пушкина ("Последние дни" Булгакова, реж. В.Я.Станицын и В.О.Топорков, 1943). Многому научившись в ранние годы у Станиславского, Степанова всегда об этом помнила: "К Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко я попала уже опытной актрисой, с которой можно было говорить о форме, характерности, образе. Сделал из меня эту актрису К.С.Станиславский".

Степанова в совершенстве владела мастерством интеллектуальной отделки роли, умела "оттенять неяркую строгость психологического реализма сталинских времён своим насмешливым, умным скепсисом" (Р.Должанский). Она тяготела к скупости и определённости жеста, проявляла интерес к характерности (мечтала сыграть одну из ведьм в шекспировском "Макбете"), сочетала лиризм со сдержанностью, эмоциональность с рациональностью и жесткостью, порою саркастическими (Мариэтт в "Воскресении" по Л.Н.Толстому, 1930; Бетси в "Плодах просвещения" того же автора, 1951).

После смерти основоположников МХАТа продолжала создавать примерно по одной новой роли в сезон: Гертруда ("Идеальный муж" О.Уайлда, постановка и режиссура Станицына, 1945), Джесси ("Русский вопрос" К.М.Симонова, реж. А.М.Карев и Г.Г.Конский, рук. пост. М.Н.Кедров, 1947), Ольга ("Три сестры", 1949), Калерия ("Дачники" Горького, реж. В.А.Орлов, рук. пост. Кедров, 1953), Королева Елизавета ("Мария Стюарт" Фр. Шиллера, постановка и режиссура Станицына, 1957), Шарлотта и Раневская ("Вишнёвый сад", 1958 и 1966), Стелла Патрик Кэмпбелл ("Милый лжец" Дж.Килти, реж. Раевский, 1962), Аркадина ("Чайка" Чехова, постановка и режиссура Б.Н.Ливанова, 1968), Принцесса Космонополис ("Сладкоголосая птица юности" Т.Уильямса, постановка и режиссура В.Н.Шиловского, рук. пост. О.Н.Ефремов, 1975), Авдотья Назаровна ("Иванов" Чехова, постановка и режиссура Ефремова, 1976), Любовница ("Всё кончено" Э.Олби, постановка и режиссура Л.М.Толмачёвой, 1979), Госпожа Пернель ("Тартюф Мольера", постановка А.В.Эфроса, 1981), Каренина ("Живой труп" Л.Н.Толстого, постановка Эфроса, 1982). Последними её ролями стали Мать в "Серебряной свадьбе" А.Н.Мишарина и Лика в "Московском хоре" (1988) в постановках Ефремова.

Ставшая легендой при жизни, последняя из МХАТовцев, выходивших на сцену вместе со Станиславским и репетировавших с Немировичем-Данченко, Степанова в старости отличалась молчаливостью, подчас переходившей в скрытность, отказывалась давать интервью. Последний раз появилась перед публикой 26 октября 1998 г. на сцене МХАТа в Камергерском переулке (не одобряя раздела театра, она тем не менее осталась в труппе Ефремова) на праздновании столетия со дня открытия Художественного театра.

В кино Ангелина Степанова создала ряд острохарактерных образов

Её героини – женщины сильные, жёсткие, принципиальные. Дебютировав на экране в 1932 г. (курсистка в фильме "Мёртвый дом" по Достоевскому), она продолжила сниматься только в 50-е годы, и появлялась на съёмочной площадке крайне редко. Среди ролей: Ольга Буткевич ("Незабываемый 1919-й год"), Бетси Тверская ("Анна Каренина"), Анна Павловна Шерер ("Война и мир"), сумасшедшая старуха ("Судьба барабанщика"), миссис Шамуэй ("Бегство мистера Мак-Кинли"), Мария Николаевна ("Всегда со мной"), художественный руководитель театра ("Двадцать дней без войны"), старуха ("Объяснение в любви"), мать Лагутина ("Скорость"). Последняя работа в кино – фильм "Запомните меня такой", где Ангелина Степанова сыграла главную роль-завещание.

Вместе с М.И.Прудкиным участвовала в цикле телепередач "Театральные мемуары", снялась в телеверсиях спектаклей МХАТа "Милый лжец" и "Чрезвычайный посол". Много работала на радио (запись рассказов о старом МХАТе, стихи А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и др.). Являлась профессором Школы-студии МХАТ, членом редколлегии журнала "Театр"; автор ряда заметок и статей по театральной тематике в периодической печати. Весьма критически отнеслась в 1960-е годы к сценическим новациям реж. А.В.Эфроса.
Была женой Н.М.Горчакова, затем А.А.Фадеева. В 1995 г. под редакцией и с комментариями биографа Степановой В.Я.Вульфа была опубликована ее переписка со ссыльным поэтом и драматургом Н.Р.Эрдманом. Умерла Степанова в Москве 18 мая 2000 г. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

http://www.pseudology.org/chtivo/StepanovaFadeeva.htm