Встреча с режиссером Анатолием Эфросом (ЦДРИ 16.06.82г)

Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
Режиссер театра и кино, педагог, Заслуженный деятель искусство РСФСР Анатолий Васильевич (Натан Исаевич) Эфрос родился 3 июня 1925 г. в Харькове. Родители работали на авиационном заводе, отец – конструктором, мать – техническим переводчиком.
Несмотря на то, что его семья была далека от театра, он с детства интересовался искусством, много читал о Станиславском и о его спектаклях. После окончания школы Анатолий Эфрос учился в актёрской студии при театре Моссовета.
Во время войны он был в эвакуации в Перми, где работал слесарем на авиационном заводе.
В 1944 г. Эфрос поступил на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС) имени А.В. Луначарского, который окончил в 1950 году (курс Николая Петрова и Марии Кнебель).
После окончания института, в 1951-1953 гг., Анатолий Эфрос работал режиссером Рязанского драматического театра.
В 1954 г. он по приглашению директора театра перешел в Центральный детский театр (ЦДТ), где до 1963 г. был главным режиссером. При Эфросе ЦДТ (ныне – Молодежный театр) перестал быть исключительно детским. Анатолий Эфрос поставил в театре пьесы Виктора Розова "В добрый час!", "В поисках радости", "Неравный бой", "Перед ужином" с молодыми актерами, чьи имена позже составили славу российского театра: Олегом Ефремовым, Олегом Табаковым, Львом Дуровым.
В 1963 г. Анатолию Эфросу ему предложили возглавить театр Ленинского комсомола (ныне Ленком). Вокруг режиссера сконцентрировалась целая плеяда актеров, чьи имена сразу стали известными всей театральной Москве: Валентин Гафт, Анна Дмитриева, Александр Збруев, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Лев Дуров, Ольга Яковлева и др.
В этом театре Эфрос поставил "В день свадьбы" (1964), "104 страницы про любовь" (1964), "Мой бедный Марат" (1965), "Снимается кино…" (1965). Впервые Эфрос взялся за классику – "Чайку" (1966), "Три сестры"» Чехова, "Мольера" Булгакова (1966).
Спектакль "Три сестры" был запрещен; в 1967 г. Эфрос отстранен от руководства театром и переведен в Драматический театр на Малой Бронной в качестве "очередного режиссера". Вместе с ним ушли 10 актеров-единомышленников.
Период работы Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной (1967-1984) стал очередной вехой в его творческой биографии. Первый же спектакль Эфроса в новом театре – "Три сестры" по Чехову – был запрещен, а режиссер попал в большую немилость, позже был запрещен его другой спектакль – "Обольститель Колобашкин" по пьесе Радзинского. Тогда Эфрос, стараясь в своих постановках не затрагивать актуальных современных проблем, обратился к театральной классике. Он ставит свои знаменитые спектакли: "Ромео и Джульетта", "Отелло", "Буря" Шекспира, "Дон Жуан", "Тартюф" Мольера, "Месяц в деревне" Тургенева, "Женитьба" Гоголя. Изредка он ставил и современные пьесы: "Счастливые дни несчастливого человека" Арбузова, "Человек со стороны" Дворецкого, "Эшелон" Рощина и др.
Каждая постановка Эфроса становилась для театральной публики сенсацией, Эфрос был признан классиком режиссуры.
В этот период он поставил Чехова и Булгакова в Японии и в США. Два спектакля режиссер поставил на сцене Художественного театра – мольеровского "Тартюфа" и "Живой труп" Толстого. Много работал на телевидении.
К середине 1970-х гг. Анатолий Эфрос приобретает репутацию опального режиссера: в его спектаклях на современную тему изыскивают социально-политические аллюзии, также предъявляют обвинения в "искажении классики", некоторые спектакли запрещают к показу.
Последней работой Эфроса в театре на Малой Бронной был спектакль "Директор театра". В разгар сезона в 1984 г. Эфрос ушел из театра. В соответствии с приказом Управления культуры, он был уволен из театра по собственному желанию в порядке перевода на должность главного режиссера Московского театра драмы и комедии на Таганке.
Анатолий Эфрос принял руководство Театром на Таганке после того, как Юрий Любимов был лишен гражданства и вынужден был покинуть страну. Этот период его жизни стал особенно драматичным. Юрий Любимов обвинил Эфроса в забвении корпоративной солидарности, Анатолий Васильевич оказался втянутым в политические игры, которых всегда сторонился.
Коллектив театра на Таганке не принял своего нового художественного руководителя, несколько известных актеров демонстративно покинули труппу театра, когда он туда пришел. Остальная труппа объявила ему жестокий бойкот.
Последние спектакли Эфроса – "На дне", "Мизантроп", "У войны не женское лицо", "Полтора квадратных метра", "Прекрасное воскресенье для пикника", "Вишневый сад", были осуществлены через огромное сопротивление труппы. Многие из участников этого конфликта позже с горечью говорили о своей неправоте.
Время все расставило на свои места: имя Анатолия Эфроса стало неотъемлемой частью истории российского театрального искусства, наряду со Станиславским, Вахтанговым, Мейерхольдом, Таировым.
Помимо театральной режиссуры, Анатолий Эфрос известен как кинорежиссёр. Он снял фильмы "Шумный день"; "Високосный год"; "Двое в степи"; "Борис Годунов. Сцены из трагедии"; "Марат, Лика, Леонидик"; "Милый лжец"; "В четверг, и больше никогда"; "Острова в океане"; "Ромео и Джульетта"; и др. Фильм "В четверг и больше никогда" вошел в число лучших лент советского интеллектуального кино. Был режиссером и автором сценарев фильмов "Герой нашего времени. Страницы журнала Печорина"; "Таня".
У Эфроса были работы и на телевидении: это телепостановки "Борис Годунов", "Всего несколько слов в честь господина де Мольера", "Страницы журнала Печорина", "Вешние воды".
Анатолий Эфрос – автор книг и статей по вопросам театрального искусства – "Репетиция -любовь моя", "Профессия: режиссер", "Продолжение театрального рассказа", "Книга четвертая".
Все актеры Анатолия Эфроса считают себя его учениками – включая и тех, кому не довелось учиться на его курсах в ГИТИСе (он с перерывами преподавал там с 1964 г.). Эфрос воспитал плеяду "своих" актеров: Николая Волкова, Льва Дурова, Ольгу Яковлеву, Леонида Броневого, Анатолия Грачева.
В 1975 г. Анатолию Эфросу был вручен приз Белградского международного театрального фестиваля (БИТЕФ) за постановку на сцене Белградского театра спектакля "Дон Жуан" и Гран-при Международного телевизионного фестиваля "Злата Прага" (за фильм "Фантазия").
В 1976 г. он получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В 1985 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1993 г. его наградили премией Профессионального Фонда "Русский театр" (за значительный вклад, посмертно).
Последние годы Эфроса были омрачены внутренними конфликтами в театре и вокруг него, что и привело к преждевременной смерти.
13 января 1987 г. Анатолий Васильевич скончался от инфаркта. Он похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Рядом с ним похоронена его жена, известный театральный критик Наталья Крымова. У них остался сын – Дмитрий Крымов, театральный художник и режиссер.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

http://ria.ru/spravka/20100603/241908465.html