Тамара Петровна Сёмина (25 октября 1938, Льгов) — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР.
Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1961, актёрская мастерская О. Пыжовой).
С 1961 — актриса Театра-студии киноактера.
Народная артистка РСФСР (1978).
Знакомство с кино произошло быстро - уже на 1-м курсе Тамара Сёмина снималась в дипломных картинах молодых режиссёров и операторов. Она сыграла у А. Сахарова в замечательной эксцентрической комедии «Человек за бортом»; на 2-м курсе состоялась её встреча с молодым, но уже известным Марленом Хуциевым в картине «Два Федора»; на 3-м курсе Т. Сёмина отлично справилась со сложной драматической ролью в фильме «Все начинается с дороги» В. Азарова.
Во время учёбы во ВГИКе Тамаре Семиной почти все преподаватели прочили прекрасное будущее именно на комейдийном поприще. А она сделала карьеру прежде всего как драматическая актриса. И первым, кто открыл её в этом амплуа, стал режиссёр Михаил Швейцер, который в 1959 году пригласил её на роль Катюши Масловой в экранизацию романа Л. Толстого «Воскресение».
На съемках М.А. Швейцер и С.А. Милькина, его жена и незаменимый помощник, постоянно опекали актрису, помогали ей советами и дружеским отношением. Однажды Швейцер, заметив, что Тамара слишком худа, поинтересовался, читала ли она роман Толстого: ведь Катюша Маслова – женщина довольно крупная, даже дородная. И тогда всё вгиковское общежитие бросилось «спасать» Тамару: ей постоянно носили еду, так что она быстро набрала необходимую для роли физическую форму. По этому поводу - и не только по этому - Тамара Петровна замечала: «Я счастлива, что на моем пути всегда были добрые люди».
В фильме Тамара Сёмина проявила себя как классическая представительница русской актёрской школы переживания; особенно удались ей крупные планы, трагичные и выразительные. И - величайшая редкость в кино тех лет - её Катюша была по-настоящему чувственной, но без какой бы то ни было пошлости. Сразу, после исполнения роли Катюши, на актрису тут же обрушился целый поток предложений сыграть всевозможных падших женщин. Но она сразу осознала, насколько губительно замыкаться в рамках подобного «амплуа», и все эти предложения отвергла.
Тамара Петровна много снималась во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х в фильмах самых разных жанров, в каждой роли отшлифовывая свой универсальный талант. Среди её героинь были и современницы, и женщины из других эпох: «Человек, которого я люблю», реж. Ю. Карасик, «Совесть», С. Алексеев, «Чистые пруды», реж. А. Сахаров, «Любовь Серафима Фролова», реж. С. Туманов, «Один из нас», реж. Г. Полока, «Сохранившие огонь», «Расскажи мне о себе», реж. С. Микаэлян.
В 60-е годы Тамара Семина, помимо кино, играла и на театральной сцене - в Театре-студии киноактера. Там ею были сыграны несколько ролей, среди которых: Катерина в «Грозе» А.Островского, Валя Онищенко в «Русских людях» К.Симонова и др.
Тамара Семина и в 70-е годы продолжала активно сниматься в кино и была очень популярна у зрителей. Особенно бурный успех выпал на её долю в 1976 - 1977 годах, когда на экраны страны вышли сразу несколько фильмов с её участием. Это телевизионная эпопея В.Краснопольского и В. Ускова «Вечный зов», в котором Тамара Семина сыграла роль Анфисы. Фильм имел колоссальный успех у зрителей, и актёры Вадим Спиридонов, Ада Роговцева, Андрей Мартынов, снявшиеся в главных ролях, тут же превратились в национальных кумиров.
О своей работе в «Вечном зове» Тамара Петровна говорила так: «Роль Анфисы - это постижение едва ли не главного, что составляет смысл жизни каждой женщины, вообще любого человека, определяет счастье или несчастье этой жизни - с кем ты прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя жизнь счастьем или крестом, который ты нес все эти годы».
В последние годы Тамара Семина мало снималась в кино, в середине 90-х годов тяжело заболел муж.
В юности Тамара Петровна дружила с Н. Крючковым, Б. Андреевым, В Санаевым, М. Бернесом. Она называла их любя – «мои подружки». Продолжает дружить с некоторыми сокурсниками. Но самая хорошая дружба с соседями, с людьми совершенно другой профессии.
Очень любит слушать музыку. Среди любимых певцов Ф. Шаляпин, В. Агафонов, Е. Камбурова.
В одном из последних интервью на вопрос: «Почему любовь зрителей к вам не тускнеет с годами, хотя звездой вас никто не называл?» Тамара Петровна Семина ответила: «Мы были любимыми артистами. В письмах, которые ко мне летели со всех концов страны, люди писали, что у них есть альбомы для артистов, а моя фотография - в семейном альбоме. Одна старушка на рынке сказала: «О, это наша очень высокая артистка». Не великая. Не знаменитая, нет - высокая. И, честно говоря, не ожидала, что мое скромное появление в сериале «Участок» зрители примут так восторженно. Вообще, когда нас видят, с людьми творится что-то невероятное. Мы - кусочек их жизни».
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сёмина,_Тамара_Петровна
Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1961, актёрская мастерская О. Пыжовой).
С 1961 — актриса Театра-студии киноактера.
Народная артистка РСФСР (1978).
Знакомство с кино произошло быстро - уже на 1-м курсе Тамара Сёмина снималась в дипломных картинах молодых режиссёров и операторов. Она сыграла у А. Сахарова в замечательной эксцентрической комедии «Человек за бортом»; на 2-м курсе состоялась её встреча с молодым, но уже известным Марленом Хуциевым в картине «Два Федора»; на 3-м курсе Т. Сёмина отлично справилась со сложной драматической ролью в фильме «Все начинается с дороги» В. Азарова.
Во время учёбы во ВГИКе Тамаре Семиной почти все преподаватели прочили прекрасное будущее именно на комейдийном поприще. А она сделала карьеру прежде всего как драматическая актриса. И первым, кто открыл её в этом амплуа, стал режиссёр Михаил Швейцер, который в 1959 году пригласил её на роль Катюши Масловой в экранизацию романа Л. Толстого «Воскресение».
На съемках М.А. Швейцер и С.А. Милькина, его жена и незаменимый помощник, постоянно опекали актрису, помогали ей советами и дружеским отношением. Однажды Швейцер, заметив, что Тамара слишком худа, поинтересовался, читала ли она роман Толстого: ведь Катюша Маслова – женщина довольно крупная, даже дородная. И тогда всё вгиковское общежитие бросилось «спасать» Тамару: ей постоянно носили еду, так что она быстро набрала необходимую для роли физическую форму. По этому поводу - и не только по этому - Тамара Петровна замечала: «Я счастлива, что на моем пути всегда были добрые люди».
В фильме Тамара Сёмина проявила себя как классическая представительница русской актёрской школы переживания; особенно удались ей крупные планы, трагичные и выразительные. И - величайшая редкость в кино тех лет - её Катюша была по-настоящему чувственной, но без какой бы то ни было пошлости. Сразу, после исполнения роли Катюши, на актрису тут же обрушился целый поток предложений сыграть всевозможных падших женщин. Но она сразу осознала, насколько губительно замыкаться в рамках подобного «амплуа», и все эти предложения отвергла.
Тамара Петровна много снималась во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х в фильмах самых разных жанров, в каждой роли отшлифовывая свой универсальный талант. Среди её героинь были и современницы, и женщины из других эпох: «Человек, которого я люблю», реж. Ю. Карасик, «Совесть», С. Алексеев, «Чистые пруды», реж. А. Сахаров, «Любовь Серафима Фролова», реж. С. Туманов, «Один из нас», реж. Г. Полока, «Сохранившие огонь», «Расскажи мне о себе», реж. С. Микаэлян.
В 60-е годы Тамара Семина, помимо кино, играла и на театральной сцене - в Театре-студии киноактера. Там ею были сыграны несколько ролей, среди которых: Катерина в «Грозе» А.Островского, Валя Онищенко в «Русских людях» К.Симонова и др.
Тамара Семина и в 70-е годы продолжала активно сниматься в кино и была очень популярна у зрителей. Особенно бурный успех выпал на её долю в 1976 - 1977 годах, когда на экраны страны вышли сразу несколько фильмов с её участием. Это телевизионная эпопея В.Краснопольского и В. Ускова «Вечный зов», в котором Тамара Семина сыграла роль Анфисы. Фильм имел колоссальный успех у зрителей, и актёры Вадим Спиридонов, Ада Роговцева, Андрей Мартынов, снявшиеся в главных ролях, тут же превратились в национальных кумиров.
О своей работе в «Вечном зове» Тамара Петровна говорила так: «Роль Анфисы - это постижение едва ли не главного, что составляет смысл жизни каждой женщины, вообще любого человека, определяет счастье или несчастье этой жизни - с кем ты прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя жизнь счастьем или крестом, который ты нес все эти годы».
В последние годы Тамара Семина мало снималась в кино, в середине 90-х годов тяжело заболел муж.
В юности Тамара Петровна дружила с Н. Крючковым, Б. Андреевым, В Санаевым, М. Бернесом. Она называла их любя – «мои подружки». Продолжает дружить с некоторыми сокурсниками. Но самая хорошая дружба с соседями, с людьми совершенно другой профессии.
Очень любит слушать музыку. Среди любимых певцов Ф. Шаляпин, В. Агафонов, Е. Камбурова.
В одном из последних интервью на вопрос: «Почему любовь зрителей к вам не тускнеет с годами, хотя звездой вас никто не называл?» Тамара Петровна Семина ответила: «Мы были любимыми артистами. В письмах, которые ко мне летели со всех концов страны, люди писали, что у них есть альбомы для артистов, а моя фотография - в семейном альбоме. Одна старушка на рынке сказала: «О, это наша очень высокая артистка». Не великая. Не знаменитая, нет - высокая. И, честно говоря, не ожидала, что мое скромное появление в сериале «Участок» зрители примут так восторженно. Вообще, когда нас видят, с людьми творится что-то невероятное. Мы - кусочек их жизни».
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сёмина,_Тамара_Петровна