Николай Мариусович Радин (настоящая фамилия Казанков; 3 (15) декабря 1872, Санкт-Петербург — 24 августа 1935, Москва) — русский советский актёр и режиссер, Заслуженный артист РСФСР (1925).
Внебрачный сын актёра М. М. Петипа, внук прославленного балетмейстера М. И. Петипа. Мать — портниха Мария Казанкова.
Первой женой была известная в своё время актриса Наталья Лисенко. Они вместе работали в театре, а кроме того, Лисенко снималась в кино вместе с Иваном Мозжухиным (супругой которого позже стала) и по популярности могла сравниться с Верой Холодной.[1]
Вторая жена — известная драматическая актриса Е. М. Шатрова, рядом с которой он похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Окончил юридический факультет Петербургского университета (1900). Выступал в любительских спектаклях.
Как актёр-профессионал участвовал в гастролях с В. Ф. Комиссаржевской (1902—1903), где исполнил роли: Келлер — «Родина» иКесслер — «Бой бабочек» Зудермана, Паратов — «Бесприданница» А. Н. Островского и др.).
В 1903—08 — в труппе Театра Корша в Москве.
Работа в Театре Корша под руководством Н. Н. Синельникова заменила Радину театральную школу: Радин приобрёл здесь опыт, технику, чувство ансамбля, выработал особую изящную простоту исполнения
— Театральная энциклопедия[2]
Среди ролей — Дульчин («Последняя жертва», 1904), Наблоцкий («Карьера Наблоцкого» Барятинского, 1904), Анатоль («Анатоль» А. Шницлера, 1904), Музон («Красная мантия» Э. Бриэ, 1905).
В 1908—11 — в Одессе в антрепризе у М. Ф. Багрова). Среди ролей: Астров («Дядя Ваня», 1908), Глумов (1908) и Крутицкий (1910) — «На всякого мудреца довольно простоты», Петруччио (1909); Бенедикт («Много шума из ничего», 1910) и др.
В 1911—14 — в Киеве, театр Соловцова. Среди ролей: Каренин («Живой труп», 1911), Тартюф (1911), Дон Жуан («Дон Жуан» Мольера, 1912) и др.
В 1914—18 — в труппе Московского драматического театра Е. М. Суходольской; роли: Джон Уортинг («Легкомысленная комедия для серьёзных людей» Уайльда, 1914),Петруччио («Укрощение строптивой» Шекспира, 1914), Хиггинс («Пигмалион» Шоу, 1914), кн. Вольский (1916), «Касатка» А. Н. Толстого, Драгоменецкий (1917) — «Горький цвет» А. Н. Толстого.
В 1918—32 — в Москве, бывший Театр Корша (Московский драматический театр «Комедия»), где стал не только актёром, а режиссёром и, после того как Ф. А. Корш продал свой театр, художественным руководителем.
В это время в Москву прибыла успешная провинциальная актриса Дарья Зеркалова. Принятая в театр Корша, она потребовала для себя главные роли. Однако Радин ответил ей как верный муж: «Вы будете играть только те роли, которые не захочет играть Елена Митрофановна». В результате Зеркалова подала в суд, но дело проиграла.[1]Зеркалова, не прогадав, ушла в ЦТСА, а потом в Малый театр. А Шатрова и Радин продолжали играть все основные роли, и своим успехом театр был обязан этой супружеской паре. Но их настигает страшеннейшее горе: от туберкулезного менингита умерла единственная дочь Марина. К тому времени и в театре начались конфликты, они вынуждены были уйти оттуда. Сезон 1924/25 — Театр им. МГСПС, сезон 1927-28 — Краснодарский театр. Впрочем, через некоторое время (сезон 1928/29) они вернулись. Но в 1932 году бывший театр Корша был закрыт. Роли в этот период:
1913 — «Чайка» А. П. Чехов — Тригорин
1913 — «Сказка про волка» Мольнара — Георг Сабо
1913 — «Нума Руместан» А.Доде — Нума
1914 — «Стакан воды» Скриба — Болинброк
1914 — «Пигмалион» Шоу — Хиггинс (первый исполнитель на русской сцене)
1915 — «Дон Жуан» Мольера — Дон Жуан
1916 — «Касатка» А. Н. Толстого — князь Бельский
1916 и 1919 — «Золотая осень» Г.де Кайяне и Р. Де Флер — граф де Ларзак
1918 — «Мизантроп» Мольера — Альцест
1918 — Дон Сезар де Базан
1918 — «Рюи Блаз» Гюго — Рюи Блаз
1918 — «Дилемма» Шоу (пост. А. Петровского)
1920 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, реж. А. А. Санин, художник Соколов — Сирано
1921 — «Слесарь и канцлер» А. В. Луначарский, режиссеры А. П. Петровский и А. А. Санин, художник Соколов (театр Корша) — Кеппен
1924 — «Ревизор» Гоголь режиссер В. М. Бебутов — почтмейстер Шпекин, Хлестаков
1924 — «Праздник Иоргена» Прокофьева по Бергстедту — Микаэль
1925 — «Идеальный муж» О.Уайльд — лорд Горинг
1926 — «Васильковые дурачества» П. С. Сухотина — Николай I
1926 — «Торговцы славой» М. Паньоля и П. Нивеза, режиссер Радин — Берлюро
«Яд» А. В. Луначарского режиссер Н.Радин — Вильнер
1927 — «Ремесло г-на кюре» Вотейля, постановка Радина — Кюре
1927 — «Разлом» Лавренёва — Берсенев
1928 — «Человек с портфелем» А. Файко — Гранатов
1928 — «Инженер Мерц» Никулина, режиссер Радин — инженер Мерц
1929 — «Ложь» Вернейля, режиссеры Н.Радин и Е. Шатрова — Морис
1928 — «Деловой человек» В. Газенклевера — Мебиус
1929 — «Болото» М.Панголя и П. Нивуа — Топаз
«Медведь» А.Чехова — Григорий Степанович Смирнов
«Обращение капитана Бросбаунда» Б.Шоу, реж. А. Д. Дикий — Капитан
1930 — постановка «Цианистого калия» Вольфа.
В 1932 году бывший театр Корша был закрыт.
В 1932—1935 — в труппе Малого театра. Роли:
«Стакан воды» Э. Скриба — Болингброк
1932 — «Плоды просвещения» Л.Толстого — Звездинцев
1933 — «Касатка» А. Н. Толстого, режиссёр Радин — князь Бельский
1933—1934 — «Враги» М.Горького — Захар Бардин
1934 — «Бойцы» Б. С. Ромашов — Константин Лечницкий
«Хорошо сшитый фрак» Г. Дрегелли — портной Мельцер
«Женитьба Белугина» А. Н. Островский — Агишин
«Строитель Сольнес» Г. Ибсен — Сольнес
Внебрачный сын актёра М. М. Петипа, внук прославленного балетмейстера М. И. Петипа. Мать — портниха Мария Казанкова.
Первой женой была известная в своё время актриса Наталья Лисенко. Они вместе работали в театре, а кроме того, Лисенко снималась в кино вместе с Иваном Мозжухиным (супругой которого позже стала) и по популярности могла сравниться с Верой Холодной.[1]
Вторая жена — известная драматическая актриса Е. М. Шатрова, рядом с которой он похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Окончил юридический факультет Петербургского университета (1900). Выступал в любительских спектаклях.
Как актёр-профессионал участвовал в гастролях с В. Ф. Комиссаржевской (1902—1903), где исполнил роли: Келлер — «Родина» иКесслер — «Бой бабочек» Зудермана, Паратов — «Бесприданница» А. Н. Островского и др.).
В 1903—08 — в труппе Театра Корша в Москве.
Работа в Театре Корша под руководством Н. Н. Синельникова заменила Радину театральную школу: Радин приобрёл здесь опыт, технику, чувство ансамбля, выработал особую изящную простоту исполнения
— Театральная энциклопедия[2]
Среди ролей — Дульчин («Последняя жертва», 1904), Наблоцкий («Карьера Наблоцкого» Барятинского, 1904), Анатоль («Анатоль» А. Шницлера, 1904), Музон («Красная мантия» Э. Бриэ, 1905).
В 1908—11 — в Одессе в антрепризе у М. Ф. Багрова). Среди ролей: Астров («Дядя Ваня», 1908), Глумов (1908) и Крутицкий (1910) — «На всякого мудреца довольно простоты», Петруччио (1909); Бенедикт («Много шума из ничего», 1910) и др.
В 1911—14 — в Киеве, театр Соловцова. Среди ролей: Каренин («Живой труп», 1911), Тартюф (1911), Дон Жуан («Дон Жуан» Мольера, 1912) и др.
В 1914—18 — в труппе Московского драматического театра Е. М. Суходольской; роли: Джон Уортинг («Легкомысленная комедия для серьёзных людей» Уайльда, 1914),Петруччио («Укрощение строптивой» Шекспира, 1914), Хиггинс («Пигмалион» Шоу, 1914), кн. Вольский (1916), «Касатка» А. Н. Толстого, Драгоменецкий (1917) — «Горький цвет» А. Н. Толстого.
В 1918—32 — в Москве, бывший Театр Корша (Московский драматический театр «Комедия»), где стал не только актёром, а режиссёром и, после того как Ф. А. Корш продал свой театр, художественным руководителем.
В это время в Москву прибыла успешная провинциальная актриса Дарья Зеркалова. Принятая в театр Корша, она потребовала для себя главные роли. Однако Радин ответил ей как верный муж: «Вы будете играть только те роли, которые не захочет играть Елена Митрофановна». В результате Зеркалова подала в суд, но дело проиграла.[1]Зеркалова, не прогадав, ушла в ЦТСА, а потом в Малый театр. А Шатрова и Радин продолжали играть все основные роли, и своим успехом театр был обязан этой супружеской паре. Но их настигает страшеннейшее горе: от туберкулезного менингита умерла единственная дочь Марина. К тому времени и в театре начались конфликты, они вынуждены были уйти оттуда. Сезон 1924/25 — Театр им. МГСПС, сезон 1927-28 — Краснодарский театр. Впрочем, через некоторое время (сезон 1928/29) они вернулись. Но в 1932 году бывший театр Корша был закрыт. Роли в этот период:
1913 — «Чайка» А. П. Чехов — Тригорин
1913 — «Сказка про волка» Мольнара — Георг Сабо
1913 — «Нума Руместан» А.Доде — Нума
1914 — «Стакан воды» Скриба — Болинброк
1914 — «Пигмалион» Шоу — Хиггинс (первый исполнитель на русской сцене)
1915 — «Дон Жуан» Мольера — Дон Жуан
1916 — «Касатка» А. Н. Толстого — князь Бельский
1916 и 1919 — «Золотая осень» Г.де Кайяне и Р. Де Флер — граф де Ларзак
1918 — «Мизантроп» Мольера — Альцест
1918 — Дон Сезар де Базан
1918 — «Рюи Блаз» Гюго — Рюи Блаз
1918 — «Дилемма» Шоу (пост. А. Петровского)
1920 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, реж. А. А. Санин, художник Соколов — Сирано
1921 — «Слесарь и канцлер» А. В. Луначарский, режиссеры А. П. Петровский и А. А. Санин, художник Соколов (театр Корша) — Кеппен
1924 — «Ревизор» Гоголь режиссер В. М. Бебутов — почтмейстер Шпекин, Хлестаков
1924 — «Праздник Иоргена» Прокофьева по Бергстедту — Микаэль
1925 — «Идеальный муж» О.Уайльд — лорд Горинг
1926 — «Васильковые дурачества» П. С. Сухотина — Николай I
1926 — «Торговцы славой» М. Паньоля и П. Нивеза, режиссер Радин — Берлюро
«Яд» А. В. Луначарского режиссер Н.Радин — Вильнер
1927 — «Ремесло г-на кюре» Вотейля, постановка Радина — Кюре
1927 — «Разлом» Лавренёва — Берсенев
1928 — «Человек с портфелем» А. Файко — Гранатов
1928 — «Инженер Мерц» Никулина, режиссер Радин — инженер Мерц
1929 — «Ложь» Вернейля, режиссеры Н.Радин и Е. Шатрова — Морис
1928 — «Деловой человек» В. Газенклевера — Мебиус
1929 — «Болото» М.Панголя и П. Нивуа — Топаз
«Медведь» А.Чехова — Григорий Степанович Смирнов
«Обращение капитана Бросбаунда» Б.Шоу, реж. А. Д. Дикий — Капитан
1930 — постановка «Цианистого калия» Вольфа.
В 1932 году бывший театр Корша был закрыт.
В 1932—1935 — в труппе Малого театра. Роли:
«Стакан воды» Э. Скриба — Болингброк
1932 — «Плоды просвещения» Л.Толстого — Звездинцев
1933 — «Касатка» А. Н. Толстого, режиссёр Радин — князь Бельский
1933—1934 — «Враги» М.Горького — Захар Бардин
1934 — «Бойцы» Б. С. Ромашов — Константин Лечницкий
«Хорошо сшитый фрак» Г. Дрегелли — портной Мельцер
«Женитьба Белугина» А. Н. Островский — Агишин
«Строитель Сольнес» Г. Ибсен — Сольнес