Старейшие актеры Малого театра в трагедии А.С.Пушкина Борис Годунов. Годунов - М.Ф.Ленин, Шуйский - Н.К.Яковлев (запись с целлулоида)

Никола́й Капито́нович Я́ковлев (25 апреля [7 мая] 1869, Рязань, — 21 декабря 1950, Москва) — русский, советский актёр и режиссёр театра, педагог. Народный артист СССР (1944). Герой Труда (1924).

Николай Яковлев в 1893 году окончил драматические курсы при Московском театральном училище (преподаватель — О. А. Правдин) и был принят в Малый театр, где играл до конца жизни. Большое влияние на него оказал режиссёр А. П. Ленский, раскрывший комедийное дарование артиста.

В 1898—1907 годах Яковлев также играл на сцене молодёжного филиала Малого и Большого театров — Новом театре.

Яковлев отличался живым темпераментом, наблюдательностью, знанием старого уклада русской жизни. Играл в основном бытовые и характерные роли. Одной из лучших считается Грознов в пьесе «Правда хорошо, а счастье лучше» Островского. Продолжал реалистические традиции игры Прова Садовского. Выступал как режиссёр.

В 1907—1918 годах преподавал в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, в 1918—1920 — в Музыкально-драматическом институте (ныне ГИТИС).

Николай Яковлев скончался 21 декабря 1950 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем ...

------------------------------------------------------


Михаил Францевич Ле́нин (настоящая фамилия — Игнатюк; 21 февраля (4 марта) 1880, Киев, — 9 января 1951, Москва) — русский драматический актёр, один из корифеев Малого театра. Народный артист РСФСР (1937).

Михаил Францевич Игнатюк родился в семье поляка Франца Григорьевича Игнатюка и его жены — украинки Евдокии Михайловны. Учился в Киевском реальном училище, там же участвовал в ученических спектаклях, в частности, в возрасте 16 лет сыграл Альберта в «Скупом рыцаре». Со временем, почувствовав себя «артистом», взял себе псевдоним Михайлов.

В 1899 году Михаил Михайлов прибыл в Москву, где предпринял попытку поступить в школу Малого театра. На экзамене он читал «Умирающего гладиатора» Лермонтова. Среди педагогов его заметил А. П. Ленский, отметивший, что «вялое, неумелое чтение ещё не свидетельствует о бесталанности экзаменующегося» и что «тот же человек иногда совершенно преображается, когда в гриме и костюме выступает в отрывке». Ленский предложил попробовать ему роль Самозванца в сцене у фонтана из «Бориса Годунова» А. С. Пушкина. С этой задачей Михайлов справился на отлично и был зачислен в театральную школу на драматические курсы (класс А. П. Ленского). Ко второму полугодию ему назначили стипендия в размере 25 рублей. А со второго курса актёр участвовал в спектаклях Малого театра и Нового театра: «Ромео и Джульетте» У. Шекспира, «Завтраке у предводителя» И. С. Тургенева. В 1902 году окончил её и был зачислен в труппу Малого театра. По совету своего наставника взял себе другой псевдоним — «Ленин», в знак уважения к первой жене, которую звали Лена.

В 1919—1920 годах — актёр Государственного Показательного театра. В 1921—1923 годах — актёр бывшего Театра Корша.

В 1923 году вернулся в Малый театр, где работал до конца жизни.

После начала войны, вместе с труппой Малого театра эвакуировался в Челябинск. Там же в апреле 1942 года под руководством Ленина шла подготовка по составу и репертуару новой фронтовой бригады. С 8 по 31 мая 1942 года бригада дала 48 концертов для воздушных, танковых и зенитных частей Московского и Северо-Западного фронтов.

9 января 1951 года умер от туберкулеза скоротечной формы. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

http://ru.wikipedia.org/
.