Вечер драматурга А.А.Сурова - Далеко от Сталинграда - сцена спектакля театра Ермоловой (зап.7.3.49г)

Красавин - Л.П.Галлис
Директор завода - И.И.Соловьев

Анатолий Суров родился 10 (23 апреля) 1910 года в Павлодаре (ныне Казахстан). В 1929 году окончил среднюю школу. В 1929—1932 годах работал преподавателем обществоведения в средней школе, заведовал районным отделом народного образования. В 1933—1947 годах был на комсомольской работе в Семипалатинске, а затем в политотделе ВСЖД, корреспондентом газеты «Гудок», редактором газеты «Сталинская смена» и ответственным секретарём «Казахской правды», членом редколлегии и ответственным секретарём редакции газеты «Комсомольская правда», редактором журнала «Комсомольский работник», ответственным секретарём журнала «Смена» и заместителем главного редактора журнала «Искусство».

Литературной деятельностью занимался с 1936 года. Опубликовал в периодической печати несколько статей и написал ряд пьес, которые в послевоенные годы были поставлены на сценах ведущих театров СССР. Некоторые постановки были удостоены Сталинских премий.

В конце 1948 года на всесоюзной творческой конференции некоторые докладчики, в частности театральный критик А. М. Борщаговский, неодобрительно отозвались о сочинениях ряда советских драматургов, в том числе Сурова. «Их выступления против монополизма в искусстве, — пишет А. В. Фатеев, — выражали те тенденции в их кругах, которые требовали определённой свободы, конкуренции с другими группами писателей, а также неприятие „квасного патриотизма“ бездарных писателей типа А. А. Сурова, дискредитирующих, пo мнению докладчиков, псевдотворчеством советскую драматургию»[1]. В частности, критике подвергались пьесы Сурова «Далеко от Сталинграда», «Большая судьба» и «Зелёная улица». Критика первых двух пьес инкриминировалась А. М. Борщаговскому и Ю. И. Юзовскому в печально знаменитой статье «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», опубликованной в «Правде» в январе 1949 года в ходе так называемой «борьбе с космополитизмом»[2]. Суров, как и многие другие литераторы, принял активное участие в этой кампании[3], в частности в выявлении «безродных космополитов» среди театральных критиков. А. В. Фатеев объясняет это тем, что в дотелевизионную эпоху именно критики формировали вкусы публики, они в известной степени воздействовали и на репертуар театров, что, в свою очередь, сказывалось на гонорарах драматургов[1]. В ГИТИС, где преподавали многие обвинённые в «космополитизме» искусствоведы и филологи, Позже Суров вместе с редактором газеты «Советское искусство» В. Г. Вдовиченко пытался обвинить в «космополитизме» также К. М. Симонова и Б. Л. Горбатова, и хотя доносам не был дан ход, Симонову на московском собрании драматургов и критиков пришлось специально заверить руководство партии в своей преданности[1]. В связи с пьяной дракой Сурова и М. С. Бубеннова, также борца с «космополитизмом», появилась приписываемая Э. Г. Казакевичу и А. Т. Твардовскому эпиграмма в форме сонета, которая заканчивалась словами: «Но, сле­дуя те­о­ри­ям при­выч­ным, / Лишь как кон­фликт хо­ро­ше­го с от­лич­ным / Рас­це­ни­ва­ет это парт­бю­ро»[3]

По некоторым данным, занимался плагиатом и присвоением чужого литературного творчества[3]. В частности, Ю. М. Нагибин утверждал, что Суров, «будучи заведующим отделом рабочей молодёжи в газете „Комсомольская правда“, присвоил пьесу своего подчинённого А. Шейнина „Далеко от Сталинграда“»[4]. Впоследствии пьесы Сурова в театрах не ставились[4]; он даже не был включён в Краткую литературную энциклопедию[5].

В 1954 году исключался из СП СССР (восстановлен в 1982 году).[источник не указан 806 дней]

Суров умер 12 ноября 1987 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.